217.
(01.11.2004 16:55)
0
Встреча в Лондоне. Мусульмане и «антиглобалисты» слушали друг друга
Несколько дней назад в Лондоне завершился Европейский социальный форум. Мероприятие привлекло огромное, особенно по российским меркам, внимание. На нем аккредитовалось 50 тысяч делегатов при том, что у форума – 2 тысячи организаторов.
Социальный форум — мероприятие «левых», главные участники — социалисты, марксисты, троцкисты. Но кроме них в Лондон со всей Европы съехались также борцы за права женщин, защитники заключенных и нобелевские лауреаты, мусульманские активисты, сепаратисты (баскские и ирландские), латиноамериканские революционеры, профсоюзные боссы, учителя, депутаты Европарламента, преуспевающие адвокаты и «антиглобалисты».
Проводить «континентальные социальные форумы» предложили на Всемирном социальном форуме в Порту-Алегри в январе 2002 года. Принимать в них участие могут все, кто подписал или собирается подписать принятую в Порту-Алегри Хартию социальных движений. Идеология форума — борьба против неолиберализма, войны, авторитарных правительств и крайне правых, расистских настроений.
Нынешний Европейский социальный форум (ЕСФ) — третий, предыдущие прошли во Флоренции и Париже. На этот раз выбрали Британию, потому что это основной европейский союзник США и активный участник войны в Ираке.
Главный покровитель форума, лондонский мэр Кен Ливингстон открывал его в Саутворкском кафедральном соборе, так что в спонсоры ЕСФ попала даже Англиканская церковь. Главная тема Лондонского форума — осуждение войны в Ираке. Три дня британского премьера прямо в столице подведомственной ему страны десятки тысяч людей поносили на чем свет стоит. И все мировые СМИ (российские то ли принципиально не хотят относится к таковым, то ли пока просто не дотягивают до соответствующего уровня) охотно освещали это мероприятие.
Форум закончился статридцатитысячной антивоенной демонстрацией. Колонны, скандируя «Blair out» («Долой Блэра»), продефилировали через весь центр Лондона. Прошли они и рядом с улицей Даунинг-стрит, где в доме № 10 живет сам премьер.
«Мусульмане не должны замыкаться в себе, а участвовать в общественной жизни наравне с другими гражданами», - заявил своей аудитории на ЕСФ Тарик Рамадан, один из самых видных исламских мыслителей современности, который давно выступает с идеей сближения исламских движений и «антиглобалистов».
Тарик Рамадан, дед которого, Хасан аль-Банна, был основателем одного из наиболее влиятельных мусульманских политических движений 20-го века – Ассоциации «Братьев-мусульман», призывает последователей Ислама интегрироваться в западное общество и стремиться узнать как можно больше о странах Европы, в которых они живут. Тем самым они проявят себя достойными наследниками тех мусульман, которые когда-то были представителями одной из самых влиятельных в Европе религий.
«Безусловно, нынешняя ситуация в Европе неблагоприятна. Время просто диктует мусульманам необходимость общаться со своими соотечественниками и устанавливать с ними отношения партнерства», - говорит он.
«Мусульмане должны перестать занимать положение жертвы, страдая навязчивой идеей о том, что они - угнетаемое меньшинство. Ведь таким образом мы только создаем почву для представления, будто бы в Европе мусульмане находятся не у себя дома, а являются всего лишь гостями, - говорит Т. Рамадан. - В Европе проживают миллионы мусульман, и так было всегда. Лишь в искаженных учебниках истории не упоминается о роли Ислама в формировании европейского самосознания».
В последние годы Тарик Рамадан, автор нескольких академических трудов, подвергался нападкам с разных сторон за попытки сформулировать исламскую концепцию, которая позволила бы мусульманам оказывать существенное воздействие на современные процессы. Журнал Time назвал его имя среди 100 наиболее влиятельных в мире мыслителей. Однако когда Тарик Рамадан был приглашен для работы в качестве профессора в Университет Нотр-Дам в Индиане, это не помешало властям США отозвать у него визу на основании Патриотического акта.
Родившийся и получивший образование в Женеве, Тарик Рамадан сейчас проводит телеконференции, ожидая, когда американские чиновники пересмотрят вопрос о продлении его визы. Между тем многие страны арабо-мусульманского мира также объявили его «персоной нон грата» из-за того, что он защищает демократию и права человека.
«Сейчас происходит негласная революция в том, как люди, исповедующие Ислам, воспринимают самих себя и универсальный взгляд, который они разделяют с Западом, на демократию и современность», - говорит Тарик Рамадан. По его мнению, развитие мусульманского сообщества Европы будет иметь «громадное влияние на Ислам по всему миру».
Касаясь глобальных тенденций, Тарик Рамадан обратил внимание на то, что устрашение начинает все чаще использоваться в качестве идеологического оружия. «Это дает правительствам определенную разновидность политического контроля: «Мы будем наблюдать за вами, чтобы защищать вас», - вот новая технология, которая выходит на сцену в условиях идеологического вакуума», - говорит он.
Последняя, по словам Т. Рамадана, создает огромную опасность. На кону стоит не только благополучие мусульманского сообщества, но - даже базисные принципы западной демократии: «Сегодняшнее отношение к мусульманам подрывает основы британской системы ценностей, такие как свобода совести, равенство перед законом и антирасистские убеждения».
И в этой связи он еще раз подчеркивает: «Нам необходимо стремиться как можно больше узнать друг о друге, а не просто проявлять взаимную терпимость». «Вопрос стоит так: «А что вы делаете для того, чтобы познакомиться с другими?». «Уважение же возникает, - отмечает Т. Рамадан, - на почве знания: когда вы понимаете, что мой образ жизни устроен так же сложно, как и ваш, то вы начинаете уважать меня».
|