Тайное Писание
ТРАКТАТ ШЕСТОЙ
Фетишизм – половое извращение, при котором объект, вызывающий половое влечение – неодушевленный предмет Советский энциклопедический словарь (М, 1989), с.1424 Известно, что молодежные неформальные объединения криминальной направленности любят метить территорию контролируемого ими района своими «метками» или символическими надписями.[1] Государство тоже метит свою территорию – пограничными знаками по периметру, изображениями герба и флагами – на зданиях, в которых располагаются органы власти, на печатях и бланках этих органов власти. Но, в отличие от преступных группировок, государство делает из этих знаков предмет культа. Тема этой статьи – ФЕТИШИЗМКак вы думаете, зачем периодически устраиваются всевозможные походы на лыжах к Северному полюсу или восхождения на Джомолунгму с непременным поднятием государственного флага? В древние времена и даже в XIX в., когда в мире еще имелись территории, не поделенные между империалистическими державами, это можно было рационально объяснить: государства поставляли символы своего суверенитета над данной местностью, проще говоря, метили территорию. Сейчас, когда весь мир уже давно поделен, это превращается в промокампанию: государство при посредничестве СМИ демонстрирует всему миру, какое оно крутое и клёвое! Помню, в учебниках по маркетингу я читал о том, что в американских школах не просто так детей приучают каждое утро петь американский гимн. С детства им внушают, что Америка – самое замечательное государство на свете. Многие в это верят. Нам тоже внушают, что американский пример достоин подражания, и что америка достигла таких успехов в экономике благодаря тому, что американцы верят в то, что живут в самой крутой стране. Мол, давайте теперь и мы… попробуем поймать приход и молиться до утра. Ибо поверить в то, что эРэФия – великое и могучее… социальное и правовое государство, можно только по большой укурке. С тем же успехом можно верить и в то, что Антарктида – большой зеленый континент, где растут большие фруктовые деревья… Но это было так, лирическое отступление. Переходим непосредственно к теме нашей лекции. Фетишизм происходит от слова «фетиш». Откроем словарь Ожегова. Фетиш – это: 1) у первобытных племен – обожествляемая вещь; 2) (В переносном значении) то, что является предметом безусловного признания, слепого поклонения.[2] В этом контексте поклонение фетишам и есть фетишизм.[3] Короче говоря, фетишизм имеет глубокие исторические корни. У многих первобытных племен были тотемы – представители фауны, которые считались прародителями данного племени. Они обожествлялись, на них запрещалось охотиться, их изображениям приносились жертвы. Позднее божества стали приобретать антропоморфные черты (вспомним изображения из египетских пирамид – разные там человеческие фигуры с птичьими, львиными, собачьими головами – такими представляли древние египтяне своих божеств). Каждый фараон при жизни и после смерти тоже почитался как божество. В древней Греции был культ героев – разные выдающиеся люди обожествлялись, в их честь воздвигались памятники, возле этих статуй совершались жертвоприношения… Своего рода стимул для гражданина быть полезным для общества – станешь героем – тебе поставят памятник – о тебе будут помнить вечно. Хотя, с другой стороны, истории известны и обратные примеры с тем же результатом – некто Герострат спалил храм кого-то там, суд присудил ему «вышку», причем его имя было запрещено вспоминать под страхом той же санкции – однако помнят до сих пор! Уже не помнят кто был этот Герострат, и что именно он поджег, но помнят… Так что все на самом деле относительно – что для одних подвиг, для других – злодейство. Некоторым «повезло» еще больше. Христа, например, его последователи объявили богом, и во имя него творили вещи, ничего общего с его проповедями не имеющие. Разве призывал когда-нибудь Иисус уничтожать, скажем язычников?… Может быть, я не внимательно читал Евангелия, но там ничего похожего нет. Наоборот, «если бьют тебя по правой щеке, подставь левую»… Правда, он как-то обмолвился, если верить тем же Евангелиям – «не мир принес я, но меч»…. Но проверить все равно уже нельзя – Евангелия писал не он сам, к тому же их переписывали фиг знает сколько раз. Эта история, кстати, потом неоднократно повторялась: один из самых свежих примеров – классики марксизма и Ленин. Уж как их только не переписывали, подгоняя «нетленное учение» под текущую политическую конъюнктуру…. Но я снова отвлекся от темы и забыл сказать подробнее о государственной символике. Всякие там орлы с коронами, львы с двумя хвостами тоже ведут свое происхождение от тотемных знаков первобытных племен. Гордиться тут особенно нечем, поскольку первобытные племена, если верить современным исследованиям, к представителям вида Homo Sapiens, не входящим в состав племени, относились так же как и к прочей фауне, населяющей первобытные леса и прерии.[4] Вот, к примеру, такой распространенный геральдический символ, как орел. Вначале, когда Рим был небольшой общиной, объединявшей несколько родов, это был их общий тотемный знак (орел был символом какого-то самого главного божества у племени, населявшем деревню, которая потом стала Вечным Городом). Постепенно Рим разросся, его жители завоевали соседние племена, организовали Римскую республику, которая по ходу территориальных захватов превратилась в империю… Никогда не задумывались о том, почему слова «гражданство» и «город» однокоренные? Ну или, хотя бы слова «граждане» и «горожане»? Такие совпадения существуют не только в русском языке (сравни «city» и «citizenship» в английском и «Le citoyen» во французском – во всех случаях эти слова, означающие, соответственно, «город», «гражданство» и «гражданин» - имеют общий корень, восходящий к латинизму, обозначающему «город»). Все оттуда, из Древнего Рима. Первоначально гражданами назывались жители Рима, причем не все, а только те, чьи родители тоже жили в Риме. Это были «патриции» - привилегированная часть общества. Все остальное свободное население составляли «плебеи», «перегрины», «чужестранцы» и т.д. – по сравнению с патрициями их права были существенно ограничены (как это все похоже на крупные российские города с «коренными москвичами/питерцами» и «лимитой», мечтающей получить заветную прописку). И в Древнем Риме плебей стремился стать патрицием, peregrini стремились получить статус cives (т.е. «горожан»).[5] Точно так же как современный украинец или вьетнамец, приехавший в Россию на заработки и решивший остаться здесь насовсем, стремится получить российское гражданство. Или русский (турецкий, афганский) гастарбайтер в Германии всеми правдами и неправдами стремится стать bundesbuerger’ом. Не из любви к РФ или ФРГ, соответственно. Просто они хотят, чтобы к ним относились как к людям. Отсюда вывод - сам по себе этот институт является средством дискриминации людей (граждане имеют право на медицинское и социальное страхование – неграждане этого права лишены; гражданин свободен устраиваться на любую работу – для приема на работу негражданина нужно разрешение). Очевидно, что гражданином быть лучше, чем негражданином. Вот так гражданство и превращается в фетиш. Для одних – вожделенная цель, для других – предмет гордости. Но вернемся снова к нашим баранам (ах, да, простите, - к орлам). Ну так вот, когда Римская империя пришла в упадок и по ее территории свободно бродили толпы древних германцев, гуннов и других первобытных народов, решивших поправить свое благосостояние за счет зажиревшей античной цивилизации, племенные вожди тоже стали подумывать о том, как закрепить свершившиеся завоевания (многие племена прочно осели на древнеримской территории), и не придумали ничего лучше, как позаимствовать государственное устройство Римской империи вместе с государственной символикой. Поэтому средневековые монархи все как один восседали на тронах, держа в одной руке скипетр, а в другой державу, а на гербах у многих из них был изображен орел, и генеалогическое древо большинство из них вели, разумеется, от римских цезарей… Двуглавый орел эРэФии позаимствован у Византийской империи, которая образовалась в результате распада Римской империи. Поэтому байка про «Москву - Третий Рим» не является чем-то оригинальным. Банальный шовинистический бред, присущий любой имперской идеологии с претензией на мировое господство (трудно назвать хоть одно европейское государство, не переболевшее великодержавностью. Даже Швеция с ее нейтралитетом – и та побывала всего три столетия назад в статусе региональной сверхдержавы, ведущей агрессивную внешнюю политику). Шовинистические бредизмы, как ни странно, похожи друг на друга как цыплята из инкубатора. Вне зависимости от национальности, националисты в любой стране бредят идеями создания «Великой Албании», «Литвы от моря до моря», «Великой Хорватии», «России от Гибралтара до Тихого океана». Если абстрагироваться от национальной специфики, то можно выделить следующие универсальные признаки такого рода пропаганды: идея о «цивилизаторской миссии» той или иной нации (русской, германской, британской, американской и т.п.), иррациональное объяснение причин этой миссии (типа – «Москва –Третий Рим»… Всего-то – московский Великий князь Иван Третий женился на внучке последнего византийского императора, который, к слову, в конце своего правления контролировал только небольшой район вокруг Константинополя… Но зато сколько потом бумаги извели на то, чтобы этот факт положить в основание кучи бредовых теорий про «особый путь русской цивилизации», «особую миссию русского народа», «особую роль православия»).[6] А за всей этой трескотней забывается главное – что из себя представляет государство на самом деле. А на самом деле государство является одновременно: а) коммерческой организацией, продающей иллюзию стабильности и порядка людям, проживающим на территории, которую оно контролирует; б) криминальной структурой, «крышующей» другие криминальные структуры, обирающие население как на территории государства, так и за его пределами (это я о разных монополистических объединениях типа «Лукойлов», «Майкрософтов» и контор помельче – типа риэлтерских фирм, торговых компаний и похоронных бюро). Убедиться в том, что государство – коммерческая структура, помогают, в частности, следующие факты: 1) свои функции государство выполняет небесплатно (во-первых, собирает налоги, во-вторых, многие услуги, оказываемые государством – рассмотрение гражданских дел в судах, выдача паспортов и т.д. – осуществляются за плату); 2) использование государственной символики является платным, что роднит ее с торговыми марками (для того, чтобы пользоваться чьей-либо торговой маркой, нужно это право приобрести за плату у правообладателя). Но стоит открыть любой учебник по маркетингу – там черным по белому написано, что ни в коем случае нельзя открыто говорить, что истинная цель маркетинговой стратегии – получение прибыли (поэтому «Филипс» «приносит хорошее в жизнь», «Сникерс» заряжает энергией на целый день (хотя на самом деле цель компании “Mars”, которой принадлежит этот бренд – не заряжать кого-либо энергией, а зарабатывать деньги). Поэтому ни в одной избирательной программе ни один из кандидатов не напишет «я иду на выборы, потому что хочу продвинуться по карьерной лестнице, хочу больше получать бабок, хочу, чтобы у меня была неприкосновенность». Нет, все пишут про стремление решить социальные проблемы, «сохранить стабильность в обществе», «защитить национальную культуру» и т.п. Ни в одной конституции не напишут, что цель государства – сохранение экономического порядка, при котором одни выбирают «куда лучше поехать отдыхать – на Канары или на Сейшельские острова», а другие выбирают что купить на ужин – килограмм подгнившей картошки или пачку просроченных пельменей. Пишут про «социальное государство», «общество равных возможностей», «единство прав и обязанностей», «права личности как высшую ценность» и т.п. И втирают, втирают со школьной скамьи, что так оно и есть, все замечательно, спасибо дорогому президенту за наше счастливое детство… Благодаря многократному повторению многие начинают в это верить. Этим государственный фетишизм схож с религиозным – благодаря механизму формирования. Если, к примеру, много раз мысленно повторять одну и ту же фразу в течении нескольких часов (или произносить ее вслух), - в конечном итоге эта фраза начинает крутиться в мозгу сама по себе, помимо воли того, кто ее произносил. Это - мантра – очень древний способ манипулирования сознанием, практикующийся практически всеми религиями. Итак, фетиши бывают: - религиозные - государственные - коммерческие (по сути, подражание первым двум). Данная разновидность фетишизма наиболее разнообразна в своих проявлениях – это могут быть и претенциозные названия должностей в коммерческих фирмах типа Генеральный Директор (причем оба слова пишут с заглавной буквы), и позолоченные дверные ручки в офисах (чтобы все видели, какая фирма преуспевающая), и традиция одеваться в деловые костюмы известных фирм. Что любопытно, вышеперечисленные разновидности фетишей образуют порой весьма любопытные сочетания. Вот, например, портрет президента размером 20Х30 см. в остекленной рамке (стоимостью 1440 руб.), который продается в магазине, торгующем канцелярскими товарами, - это государственный или коммерческий фетиш? Вопрос риторический: то, что это фетиш – сомнения не вызывает, т.к. сей предмет никакой полезной функции не имеет (если смотреть с позиций эстетики, то фоторепродукция – это все-таки не портрет, написанный маслом, да и содержание этого «произведения» - тоже не бог весть что – подумаешь, высшее должностное лицо государства… Вот, скажем наличие иконы у православного в доме объяснить можно: икона – объект поклонения – т.е. религиозный фетиш. А портрет президента? Что-то я пока еще не видел, чтобы начальники, у которых эти портреты в кабинетах висят, на них молились. И фактов мироточения портретов Путина пока не отмечено. А вот дороговизна этого предмета однозначно сближает его с коммерческими фетишами – например, с авторучками Parker, которые продаются рядом ) Вот так, бывает, зайдешь в кабинет к какому-нибудь начальнику, а у него на стенке висит портрет ВВП. Смотришь и думаешь: «То ли этот чел так свое верноподданичество демонстрирует, то ли показывает, что ему бабло девать некуда (ручка типа Parker’а на столе и позолоченные дверные ручки тоже подталкивают к выводу о возможном наличии продемонстрировать свое материальное благополучие). Здесь будет уместно поподробнее сказать о коммерческих фетишах. Коммерческие фетиши – это такие «вожделенные» предметы, обладание которыми, по мнению их обладателя, или людей, которых он почитает в качестве авторитетов, должно создавать ему имидж богатого и преуспевающего человека в глазах окружающих. Вот и покупают разные крутыши «навороченные» модели автомобилей, позолоченные канцелярские принадлежности, одежду с лейблами известных кутюрье, Обычный алкабас нажирается портвейном «С космонавтом» или «777», другой пьет в немеренных количествах «Napoleon» и «Мартини» (варианты – виски с черной этикеткой, водка «Абсолют» - список «элитного» напоя можно продолжать сколько угодно). Первый – грязен, неопрятен, мы относимся к нему с презрением и называем алкашом… Второй прилично одет, занимает высокое положение в обществе, если о его запоях и говорят, то за глаза, вполголоса. Но диагноз у обоих одинаков – хронический алкоголизм. Просто первого лечат в муниципальном наркодиспансере, где палаты с решетками на окна, потом ставят на учет, из-за чего он в течение пяти лет не может устроиться на приличную работу, второй лечится в частной клинике, где палаты напоминают номера в по меньшей мере четырехзвездочном отеле, анонимно… Разница между ними – в социальном статусе… В сущности, социальный статус (наличие диплома о высшем образовании, звания, должности и т.п.) – это тоже проявление фетишизма. Точно так же стремление к приобретению «престижных» вещей – типа телевизоров с экраном во всю стену и возможностью приема полусотни каналов, которые потом некогда будут смотреть, т.к. большая часть времени уходит на зарабатывание денег ради поддержания своего «high standard of life». Это, что называется, «бытовой» уровень фетишизма. Вот тут уж действительно, разнообразию форм нет предела. Фетишизм может проявляться, например, в желании выйти замуж/жениться на представителе более высокодоходной социальной группы (или просто связать свою жизнь с человеком, имеющим более высокий социальный статус, более привлекательную внешность). Ради этого люди идут на всевозможные жертвы – терпят отвратительный характер своего спутника, соглашаются на пластические операции, для того, чтобы сделать свою внешность более привлекательной и более соответствующей имиджу избранника. Иногда это делают ради того, чтобы получить более престижную работу. В конце концов социальный статус заменяет собой человека, носящего эту маску. И… - человек исчезает, превращается в «умершего заживо». Без своего социального статуса – он никто: все его социальные контакты «завязаны» на его профессиональной деятельности, родственных связях супруга/супруги… На его положении в обществе… Впрочим, пора вернуться к главной теме этой статьи. Представление о государственном фетишизме будет неполным, если не упомянуть о патриотизме. Дискуссия на тему патриотизма («чем русский патриотизм отличается от немецкого»), - занятие бессмысленное и смешное, ибо говорить на тему «чем РФ лучше или хуже США или ФРГ – то же самое, что сравнивать достоинства и недостатки торговых сетей «Вестер» и «Алтын» (и соответственно, человек, который бьет себя в грудь и кричит что он патриот России (Германии, США) – будет, на самом деле, выглядеть так же нелепо, как если бы он бил себя в грудь и кричал: «Я покупаю пиво только в «Вестере!») Вот еще вопрос из той же оперы: что общего между Русской Православной церковью, Римской Католической Церковью, ЗАО «Мегафон» и, скажем, ЗАО «Мобильные телесистемы»? Не торопитесь с ответом, что между религиозными организациями и организациями коммерческими ничего общего нет и быть не может. Давайте сравним их PR-кампании. Итак, операторы мобильной связи, рекламируя свои услуги обычно говорят о том, что у них самые выгодные тарифы, о том, как много у них абонентов и какая у них большая зона охвата. То, что у Римской Католической церкви больше всего прихожан из всех христианских конфессий – факт общеизвестный. И этот факт, похоже, не дает покоя Русской православной церкви. Наверняка, многие из Вас слышали про деревянную часовню, которую отправили в Антарктиду - кстати, через Кал-градский порт. Для чего? Вряд ли попы решили обращать в истинную веру христову пингвинов. Скорее это похоже на рекламный ход: “у римо-католиков больше всего прихожан, а у нас – самая большая зона охвата – наши часовни есть даже в Антарктиде!”. Еще больший эффект будет, если какая-нибудь секта построит свою церкву на Луне или на Марсе… Правда, жизнь на других планетах пока еще не открыта, так что вряд ли там появились бы прихожане, но зато какой пропагандистский эффект! Особенно умиляет, когда попы начинают вещать о том, какие древние традиции у их церкви, и о том, что всевозможные сектанты исповедуют «неистинную религию». Прикол весь в том, что если сейчас, скажем, православная церковная бюрократия пытается всеми правдами и неправдами внедрить в школах и вузах «закон божий», едва не стуча себя кулаком в грудь с криками «я горжусь, что я – православный», то не далее как семнадцать веков назад в Римской империи открыто называть себя христианином было опасно для жизни. Поскольку один из римских императоров (кажется, Диоклетиан), дабы сплотить римский народ, обязал всех исповедовать культ «гения императора», после чего начались гонения на разных сектантов (в том числе и на христиан). Многие подверглись смертной казни с конфискацией имущества за отказ исповедовать единственно правильную, с точки зрения римского государства, религию. А ведь государство, наверняка получало доходы от продажи предметов культа (наверняка были какие-нибудь миниатюрные статуэтки императора для того, чтобы ставить их на рабочем столе, разные там амулеты и т.п.). Точно так же ведется сейчас борьба с сектантами типа мормонов или мунитов. Если вдуматься – чем религия православных лучше или хуже, скажем религии Свидетелей Иеговы или, например, кришнаитов? Одни истязают сами себя сорокадневным постом, другие отказываются от переливания крови, даже когда это является единственным способом сохранить жизнь, третьи бегают по городу босиком в белых одеждах, звенят колокольчиками и поют «Харе Кришна». Ну и что? Каждый самовыражается по-своему, кому какое дело. Если какой-нибудь торчок, обкурившись, провозгласит себя богом, и пара-тройка сокосячников в это поверит, то кто может им запретить в это верить? Чем их религия, возникшая таким вот внезапным способом, хуже или лучше религии, существующей тысячу или, скажем две тысячи лет? Не все ли равно, сколько поколений людей съезжает крышей, поверив в то, что не поддается рациональному объяснению. Любая религия изначально возникает как способ примирения с окружающей действительности, а превращается в средство манипуляции сознанием. С использованием всевозможных фетишей, которые преподносятся как нечто сверхценное. Возьмем для примера опять православную церковь (пусть православные не обижаются, просто официальные СМИ часто говорят, что Россия – православная страна). Был такой случай (кажется в Немане) – несколько пацанят стырили в церкви несколько предметов церковной утвари (разные там чаши, кресты и еще что-то). В последующем все это барахло использовалось во время черной мессы (решили детишки в сатанистов поигратьJ). Менты на удивление быстро их вычислили, похищенное вернули попу, который однако, на суде заявил гражданский иск о взыскании с обвиняемых в краже стоимости похищенного, мотивируя это тем, что утварь была осквернена, и поэтому приход вынужден приобретать новую. Однако судья в иске отказал, заявив, что поскольку похищенное возвращено в том же количестве, качестве и ассортименте, в коих оно было украдено, а церковь отделена от государства, то суд мало интересует, были предметы культа осквернены или нет. Вот здесь будет небольшой экскурс в область формальной логики. Как
известно, свойства предметов (атрибуты, признаки) бывают имманентные, а
бывают декларированные, то есть условно, произвольно приписанные. Начнем с
первых. Вода
мокрая. Луна круглая. Помидор красный. Такой-то ген волнистого попугайчика
рецессивный (а такой-то – доминантный). Это всё примеры имманентных атрибутов
– внутренне присущих свойств, от воли людей не зависящих. Постановлением
Политбюро ЦК КПСС нельзя сделать воду сухой. Папской энцикликой нельзя
сделать Луну квадратной. Решением Вселенского Собора нельзя сделать помидор
синим. Постановлением Священного Синода нельзя сделать рецессивный ген
доминантным и наоборот. Теперь
рассмотрим атрибуты, приписанные предметам условно. Крым принадлежит Украине (а когда-то
принадлежал России, точнее, РСФСР, а в разное время – Российской Империи,
татарам...). Остров Шикотан принадлежит России (а когда-то принадлежал
Японии, которая и сейчас на него претендует). Нет никаких теоретических препятствий
(а только политические) считать Крым частью территории Норвегии или, скажем,
Эквадора. Гражданство физического
лица, его политическая и правовая принадлежность тому или иному государству –
тоже пример условного, неимманентного свойства. Никакой рентген, никакое анатомическое, физиологическое,
цитологическое или иное исследование, даже посмертное вскрытие не способно
установить, является ли (являлся ли) данный индивид гражданином Российской
Федерации, США, Израиля или Аргентины.[7] То же самое относится и к предметам культа у разных церквей и сект, и к государственной атрибутике, и к торговым маркам. Любому изображению можно приписывать любые свойства. Верить или не верить в наличие/отсутствие этих свойств – личное дело каждого. Поэтому, например, ответственность за оскорбление государственной символики – такой же нонсенс, как, скажем, надругательство над торговой маркой. Впрочем, если кто-нибудь «надругается», допустим, над логотипом «Кока-колы», то правообладатель может вчинить иск, к примеру, о взыскании упущенной выгоды. Но чтобы этот иск был удовлетворен, истец должен будет доказать, что «надругательство» является антирекламой, и что существует причинно-следственная связь между фактами создания и распространения «опохабленного» логотипа и падением объема продаж. А вот состав преступления «Надругательство над государственным флагом и гербом» сформулирован как формальный (т.е. состав преступления наличествует безотносительно к наступлению каких-либо вредных последствий). Весьма странно, принимая во внимание, что объект посягательства – «авторитет государственной власти» (если верить комментариям к УК). Интересно, как можно посягать на то, чего нет? (власть у большей части населения ни авторитетом, ни уважением не пользуется. Боятся – да. Правда, не любую власть, а ту, которая может причинить какой-нибудь вред. Ментов, например – они вооружены. Но вот чтобы уважали… Вряд ли бы органы внутренних дел удостоились презрительного прозвища «мусоратура», если бы к ним относились с уважением…). Самое любопытное, что, например, когда посягают не на неодушевленные объекты, а на самого ни на есть живого, скажем, судебного пристава, объектом преступления будет опять же авторитет государственной власти (во-первых!), а уж потом, в качестве дополнительного объекта – жизнь и здоровье человека (во-вторых!). Разве это не идиотизм? Получается, что фетиш, именуемый «авторитетом государственной власти» может оказаться ценнее человеческой жизни, которая, как записано в Конституции, является высшей ценности (а вывод такой напрашивается – если сравнить санкции в ст.105 и 317 УК РФ – «минимум» за покушение на представителя сотрудника правоохранительного органа намного выше «минимума» за убийство с отягчающими обстоятельствами)? Как сказал однажды в беседе «олдовый» панк из Гвардейска по имени Денис, «панки в Гвардейске носят серьги не просто так, а со смыслом. Один год в панках – одна серьга, два года – две серьги, три года – три. И булавки тоже имеют значение – они означают агрессивность». Почти как у обитателей тюрем: церковь с одним куполом – первая «ходка», с двумя куполами – вторая. Или как звездочки на офицерских погонах. В принципе, это явление имеет глубокие исторические корни. Первобытные люди любили украшать себя скальпами убитых врагов, зубами хищных зверей, добытых на охоте.. Современные спецназовцы, омоновцы и т.п. отморозки, возвращаясь из горячих точек тоже не раз рассказывали о своих сослуживцах, которые собирали коллекции из отрезанных ушей убитых врагов.[8] Кстати, склонность гопников дое##ваться до неформалов (типа «а чё ты в бандане?» «а чё у тебя за прикид?») вполне поддается рациональному объяснению. Известно, что менталитет гопника очень подвержен влиянию традиций криминального мира, где, в частности, бытует понятие «отвечай за наколку» – т.е. есть наколки, которые может носить каждый уголовник (например, уже упомянутая церковь с одним куполом на груди - первая «ходка» на зону), есть наколки которые могут носить только определенные виды арестантов – есть почетные, которые могут носить, например, только «воры в законе» , есть «позорные», которые наносят «опущенным». Наколка, которая в уголовном мире не имеет определенной смысловой нагрузки, может быть воспринята неадекватно (в зависимости от того, как ее обладатель объяснит ее значение). Все необычное воспринимается с подозрением, поэтому гопники так же реагируют и на необычный внешний вид. Оно и понятно – людям, которые носят спортивные штаны с лампасами (которые у их, оказывается, играют роль знаков отличия – одна полоска – просто «пацан», две полоски – типа «бригадир», три полоски – «авторитет». И не дай боже, если «пацан» наденет штаны с тремя полосками…) Ну что возьмешь с этих убогих…
P.S. Гляжу на любительскую фотографию. На фотографии некто в черной кожаной куртке, с красной повязкой с эмблемой НБП на рукаве, на фоне бетонной стены с нарисованной аэрозольным баллончиком эмблемой НБП и надписью «Калининград – русский город!» Лицо этого «некто» закрыто полумаской. Правая рука выброшена вперед и вверх и сжата в кулак. Ноги на ширине плеч. Истинный ариец… Кажется, где-то я уже подобное видел. Точно-точно – порнушный сайт «Pokazuha.ru», раздел «садомазохизм и фетишизм»… Неужели дурные примеры настолько заразительны? «А нафига ты написал всю эту телегу?» – спросите вы меня, наверняка. В принципе, всю эту бодягу можно было бы на несколько страниц не разводить, ограничившись банальной фразой: «Предмет культа можно сделать из любой херни». Поэтому, когда вам говорят, что «православие – системообразующая религия в России», «Россия – государство, несущая миру идеи евразийства», «Сильная вертикаль власти – залог стабильности и согласия в обществе», «Нам нужна другая Россия» или что-то в этом роде – хорошенько подумайте, прежде чем побежите в ближайшую церковь - креститься, на избирательный участок – голосовать за «партию власти», на НБПшный митинг – сжигать американские флаги или в военкомат – записываться добровольцем в Чечню. Оно вам нужно? Ни один из фетишей не стоит того, чтобы жертвовать чем-то ради него. Збигнев Шклярский |
СОЮЗ КАЛИНИНГРАДСКИХ
АНАРХИСТОВ СИМПОЗИУМ БЕЗДЕЛЬНИКОВ
(ТИПА ГОСТЕВУХА)
|
|
Кал-градский анархо-зин
Mail to: witamin_w38@rbcmail.ru |
|
|
|
|
|
[1] См.: Криминологи о неформальных молодежных объединениях. – М.: Юрид.лит, 1990.
[2] Ожегов С.И. Словарь русского языка. Издание 15-е, стереотипное. – М.: Русский язык, 1984. С.756
[3] см. там же.
[4] Подробнее см.: Бугера В.Е. Социальная сущность и роль философии Ницше. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Уфа, 2000.
[5] Если кому это интересно – читайте «Основы римского частного права» или «Всеобщую историю государства и права» и т.п. (см. напр.: Римское частное право: Учебник /Под ред. проф. И.Б.Новицкого и проф. И.С.Перетерского. - М.: Юрист, 1994.; Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права /учебник. - М.: Юрист, 1994.; История Древнего Рима: Учебник /Под ред. В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 1982.)
[6] И в Германии – то же, и в Великобритании. А про США и говорить нечего…
[7] Тревогин П.А.
Вера. Разум. Фанатизм //http://www.atheism.ru
[8] историческую параллель тут усмотреть не так уж и сложно. Если в древности военный фетишизм выражался в ношении перьев, зубов, ушей и скальпов убитых врагов и какой-нибудь хищной фауны в качестве знаков личных достижений, то сейчас это выражается в звездочках на погонах, медалях «за безупречную службу», дипломах, почетных грамотах и прочей муре… Как недалеко, все-таки, ушло человечество от первобытности…