Александр ТАРАСОВ ХОЧЕШЬ СТАТЬ ЯППИ? СТАНОВИСЬ. ТЕБЕ ЖЕ ХУЖЕ В начале 90-х все наши
газеты и журналы взахлеб писали о яппи. Вот, мол, настоящий пример для
подражания. Вот, читайте, какие они – молодые, спортивные, красивые,
заработавшие к 20 годам первый миллион долларов и вступившие в яппи-клуб, вот
как они заботятся о своем здоровье, вот как они лихо огибают подводные рифы в
море бизнеса, вот как они создают свою субкультуру – строго рациональную,
максимально технизированную, экономически выверенную до цента, до грана, до
карата, до ангстрема. Вот на кого надо быть похожим в современном мире:
образованные, интеллектуальные, конкурентоспособные, здоровые, уверенные в
себе... Некоторые наши журналисты
даже соображали, что термин «яппи» образован по аналогии с термином «хиппи» и
подчеркивали – вот как замечательно изменился западный мир: вместе грязных,
волосатых, отвергающих деньги, успех, комфорт и бизнес хиппи кумирами
молодежи теперь стали яппи, выбритые до блеска, набриолиненные, хорошо
одетые, богатые и умеющие делать деньги. Правда, ни у одного нашего
журналиста не хватило знаний даже для того, чтобы сообщить читателям, что
«яппи» – это аббревиатура и расшифровывается она так: «young urban
professionals». Многие у нас захотели
быть похожими на яппи. Правда, выглядело это как-то нелепо: наши кандидаты в
яппи вырядились в клубные зеленые и малиновые пиджаки, унизали пальцы
перстнями, хотя настоящие яппи малиновых и зеленых пиджаков не носят. Так
одеваются разве что торговцы наркотиками-пуэрториканцы в Штатах и
"голубоватые" представители богемы в Европе. Уважающий себя яппи
носит строгий костюм (предпочтительно тройку) – шерстяной и очень дорогой,
потому что его одежда – это его витрина. Настоящий яппи, кроме того,
придерживается консервативных цветов – это касается и рубашек. Он ни в коем
случае не унизывает пальцы перстнями и не закалывает галстук булавкой с
рубином – это дурной вкус. Максимум, что он может себе позволить, – это
запонки с бриллиантовой пылью или антикварный хронометр "с репетицией".
Но даже это не рекомендуется. "Старшие товарищи" по бизнесу осудят.
Считается, что тот, кто выставляет свое богатство напоказ, – сам приманивает
к себе налоговую службу. Значит, он неумен. С неумным партнером лучше бизнес
не вести. Сейчас малиновые пиджаки
даже у нас уходят в прошлое. В прошлое ушли и рекламные статьи о яппи. В чем же дело? В
частности, и в том, что жизнь яппи вовсе не так прекрасна и безоблачна, как
нам рассказывали 10 лет назад. О жизни яппи лучше всего
узнавать из яппи-журналов. Яппи сами для себя издают
журналы. Вернее, журнальчики. Тиражи крошечные, распространяются в своем
кругу. Названия либо простенькие, без претензий ("Young
Businessman", "New Businessman"), либо непонятные
("WAIS", "NABMW"). Полиграфическое исполнение –
блестящее. Отличительная черта – нарочитое пренебрежение экономией. Поля в 8
см со всех сторон страницы – обычное дело. Основное содержание (только не
смейтесь!): письма самих яппи. Преимущественно о своих проблемах. То есть –
жалобы на жизнь. Тут недавно какой-то читатель в студенческую газету
"Латинский квартал" написал письмо – и сам же себя одернул: ну что,
мол, я с этим в газету лезу, это все, мол, мой "совковый"
менталитет... Яппи уж наверняка не
"совки". Так что это, должно быть, не "совковый
менталитет", а потребность в свободе высказывания мнений. Интересно, что
имен своих (даже в своем узком кругу) яппи не раскрывают: все жалобы
подписаны либо инициалами, либо именами без фамилий, либо псевдонимами –
иногда простенькими ("Bunny", "Cinderella"), иногда
экзотическими ("Бэби-Док", "Брат Убийцы Джона Леннона" и
даже "Мао Цзэ-дун"). Видимо, необходимость поддерживать имидж
благополучного, преуспевающего, уверенного в себе дельца понуждает яппи к
анонимности. Впрочем, в Америке вообще не принято жаловаться окружающим на свои
беды. Самая любимая тема яппи –
нехватка времени. Кто и когда инициировал обсуждение этой темы в
яппи-журналах – не знаю, но длится, видимо, это обсуждение уже давно, так как
каждый новый жалующийся яппи считает своим долгом присоединиться к жалобам предыдущих.
Оказывается, у яппи ни на что нет времени, кроме бизнеса. Даже на сон. Спит
типичный яппи часов 5, не больше. Многие жалуются на то, что работают все
уик-энды и бывают дома не чаще 2–3 раз в месяц, практически не видят жен и
детей, и уж тем более – прочих родственников. Яппи жалуются на все
убыстряющийся темп деловой жизни и все ужесточающуюся конкуренцию. Времени на
личную жизнь, на досуг, на отдых у них не остается не потому, что они
трудоголики, а из-за напряженной ситуации в мире бизнеса: современные
коммуникации, сделавшие доступным весь мир, резко увеличили скорость
проведения финансовых и других деловых операций и так же резко умножили число
конкурентов. Оставить "дело" без присмотра на лишний час становится
просто опасно: за это время можно разориться. Неудивительно, что у яппи
возникают проблемы со здоровьем. Практически все пользуются транквилизаторами
– только так оказывается возможным бороться с чудовищно напряженным ритмом
деловой жизни. Яппи жалуются в письмах на проблемы с нервами: многие,
например, рассказывают, что их бесят автоответчики. У каждого яппи,
разумеется, стоит автоответчик – и это кажется ему нормальным, но вот то, что
автоответчиками пользуются все остальные, яппи бесит. Факсы у яппи вызывают
такие же чувства. Многие жалуются на то, что чужие факсы вечно заняты, и на
то, что деловые партнеры взяли манеру звонить по телефону и раздраженно
кричать: "Я не могу вам переслать по факсу наш контракт: ваш факс
занят!" Радиотелефон отравил
жизнь яппи. Теперь яппи везде – в автомобиле, в самолете, на пляже, в ванной
– занимается делами: ему постоянно звонят по неотложным поводам и не дают
расслабиться. Заниматься любовью из-за радиотелефонов стало невозможно. Но
отказаться от радиотелефона страшно: потерянные минуты могут обернуться
миллионными убытками. Бесконечное нервное напряжение заставляет яппи
прибегать к снотворным. Впрочем, многие яппи полагают, что к снотворным они
вынуждены обращаться из-за нарушения ритма жизни: если сегодня у тебя деловые
переговоры в Бостоне, завтра – в Каире, а послезавтра – в Сингапуре,
представление о дне и ночи полностью нарушается. Пользуясь анонимностью,
яппи дружно жалуются на проблемы в области пола. Оказывается, еще в 1987 г.
серьезные проблемы в области секса преследовали каждого пятого яппи. Это
безумно много, если вспомнить, что яппи – это не климактерические старички, а
молодые, крепкие, спортивные парни, непьющие и некурящие. В 1990 г. проблемы
в половой сфере испытывал уже каждый второй яппи. В 1994 г., как оказалось,
лишь четвертая часть американских яппи не жаловалась на расстройство половой
функции! Удивляться тут нечему:
если работать с утра до ночи, каждодневно бояться лишиться сотен тысяч, если
не миллионов, долларов, не видеть жен месяцами, жрать ежедневно транки и
снотворные и беспрестанно прерывать половой акт ради разговора по
радиотелефону – никакого другого результата и быть не может. Врачи в
отчаянии. Некий д-р Хилель Хоуфстадтер (Hofstadter), сексопатолог, пользующий
почти исключительно яппи, жалуется в журнале "WAIS", что его пациенты
довели его самого до невроза: обычные методы терапии к ним применить не
удается – рекомендации "взять отпуск и отдохнуть" вызывают у них
ужас, прописанные препараты из-за сочетания с транквилизаторами и снотворным
приводят к непредсказуемым результатам, нормально наблюдать пациентов
невозможно: в назначенное для повторного визита время они или оказываются
где-нибудь в Гонолулу на срочных деловых переговорах, или сидят как безумные
перед дисплеем у себя в офисе и пытаются спасти свою фирму, катящуюся в
пропасть по причине очередной биржевой лихорадки. Еще хуже, жалуется д-р
Хоуфстадтер, если ты, как и подобает, назначаешь пациенту-яппи прийти в
следующий раз с женой – на предмет семейной психотерапии. Можно быть
уверенным, что второй раз придет только жена (сам яппи будет где-нибудь в
Маниле) – и обрушит на врача часовую исповедь о своей несчастной половой
жизни. В заключение своего жалобного письма д-р Хоуфстадтер пишет, что пока
его еще удерживают большие деньги, которые платят его пациенты-яппи. Но если
дело так пойдет и дальше – он плюнет на все и уйдет в муниципальную больницу
лечить негров-наркоманов. В следующем номере
"WAIS" к д-ру Хоуфстадтеру присоединяется д-р Уильям Ф. Осгуд
(Osgood), который подтверждает все сказанное своим коллегой и добавляет, что
Хоуфстадтеру еще повезло: с ним, Осгудом, пользующем тоже в основном яппи,
произошла недавно страшная история – один его пациент-яппи, доведенный своей
работой до импотенции, имел неосторожность пообещать жене, что на годовщину
их свадьбы он обязательно будет дома и устроит "Праздник Большого
Секса". Под это дело он упросил д-ра Осгуда дать ему сильнейший
стимулятор. Но тут, как на грех, подвернулась выгодная сделка – заказ от
какого-то дамского протестантского общества. На переговорах с дамами-протестантками
с пациентом д-ра Осгуда случился приступ приапизма. Протестантки были
шокированы и возмущены. Сделка не состоялась. Озверевший пациент едва не
вчинил д-ру Осгуду иск на 1,5 млн долларов – в возмещение упущенной выгоды. О
том, что удержало пациента от этого шага, д-р Уильям Ф. Осгуд скромно
умолчал. Жена – это вообще, если
верить письмам, – крест яппи. Дело в том, что обычно яппи сначала
зарабатывает свои первые миллионы и становится членом яппи-клуба, а уж затем
женится. В результате сплошь и рядом оказывается, что он женился либо на
смазливой и стройной дурочке, либо на хищнице, позарившейся на его миллионы
(оба варианта часто совмещаются), либо вообще из деловых соображений – на
другой яппи или на чьей-то дочке, что обещало удвоить капитал. Духовного
контакта с такой женой не получается. Семья, которая, по идее, должна быть
надежным тылом, превращается в такую же враждебную территорию, зону боев, как
и бизнес. Естественно, многие яппи
заводят любовниц. О любовницах – отдельные письма-жалобы. Ханжеская мораль,
победившая в Америке со времен Рейгана, предписывает, в отличие от предыдущих
лет, скрывать свои любовные связи. Разоблачение грозит "потерей
лица", скандалом и крахом карьеры. Необходимость тщательной конспирации
угнетает обе стороны. Кроме того, оказывается, что у яппи нет времени на
любовницу – точно так же, как и на жену. Словом, одни расходы (да еще и
тщательно скрываемые) и никакого удовольствия. Мысль о разводе с женой
среднего яппи ужасает: это трата времени и денег на бракоразводный процесс,
брешь в доходах от алиментов, удар по репутации. Разрыв с любовницей тоже
ужасает: это угроза шантажа. Легче завести новую любовницу, содержа при этом
и старую. Некий яппи Сэмюэл Адамс (это псевдоним, конечно: Сэмюэл Адамс –
один из "отцов-основателей" США) в "NABMW" так и пишет:
завел, мол, уже третью содержанку, положительных результатов – никаких,
видеть ее чаще, чем раз в два месяца не удается, она ревет и бесится, расходы
на содержание четырех женщин растут, что делать – не знаю, психоаналитик
выслушал и послал к психиатру, психиатр выслушал – и послал к психоаналитику.
Так "Сэмюэл Адамс" и живет. Еще один предмет жалоб –
недвижимость. Уважающий себя яппи должен иметь поместье. Очень престижным
считается покупка старинной усадьбы где-нибудь в Европе, предпочтительно на
Британских островах. Особый шик – приобретение островка (пары-тройки
островков). На островке строятся усадьба, гавань, вертолетная площадка (а еще
лучше – небольшой частный аэродромчик). Денег это все сжирает чертову кучу (в
том числе и на то, чтобы поддерживать все это хозяйство в надлежащем виде). Но вот воспользоваться
этим так и не удается. Некий яппи, скрывшийся за псевдонимом
"Джоббер" (jobber – маклер; комиссионер; спекулянт;
недобросовестный делец; человек, занимающийся сдельной работой), жалуется:
купил, дескать, остров, ухлопал кучу денег, сделал вертолетную площадку, а
пирс даже и делать не стал: зачем, если я там был последний раз 2 года назад
– чтобы посмотреть, как построена вертолетная площадка? Жена с сыном без меня
туда ехать не хотят, а я выбраться все никак не могу. Причем из письма
"Джоббера" выясняется, что это он жалуется не просто так, а
отвечает другому яппи, который жаловался на такие же проблемы с усадьбой в
колониальном стиле, купленной им в Луизиане. Действительно, Луизиана хоть не
остров! Хором жалуются яппи на
то, что положение требует от них "выбрасывать деньги на ветер"
вместо того, чтобы экономить: летать если не на личном самолете, то
непременно первым классом, жить непременно в пятизвездочном отеле, есть в
самых дорогих ресторанах – в том числе и тогда, когда это никакими интересами
дела не оправдано. А попробуй поступи по-другому: не дай бог, увидит кто –
опозорит на весь мир: миллионер такой-то живет в захудалом отеле, не иначе он
на грани разорения! В результате яппи разрывается между желанием избежать
явно излишних расходов и страхом перед оглаской. А это, известно – прямой
путь к неврозу. Если яппи – менеджер, то
он еще и боится босса. А если яппи – босс, то он не доверяет своим
менеджерам. Как правило, яппи сам был менеджером и знает, что эта публика,
как пожаловался в яппи-журнале "Junior" некий
"Файв-Стар", "только и смотрит, как урвать кусок моего пирога,
и спит и видит себя обладателем контрольного пакета акций моей фирмы". В
результате, яппи стремится проверять и перепроверять действия своих
менеджеров. Понятно, что в таких условиях времени на отдых и на частную жизнь
у яппи взяться неоткуда. Еще одна головная боль
яппи: врачи. С врачами яппи общается постоянно – так, словно он древний больной
старик. Тут снова куча проблем: с одной стороны, нет времени и возможности
регулярно и по графику посещать врача, с другой – и лечение не очень
помогает. Самый лучший способ: завести собственного врача и таскать его с
собой по всему миру – как футбольная команда. Но узкого специалиста этот врач
не заменит, и вообще это явно излишние траты. Многие яппи лечатся долго и
безуспешно, меняют врачей и все больше укрепляются во мнении, что медики –
это шарлатаны. Особенно – психиатры, психоаналитики и сексопатологи.
Рассказать, однако, о своих горестных выводах они могут только в
яппи-журналах и под псевдонимом: обсуждать публично свои болезни в кругу яппи
не принято, условия игры требуют выглядеть бодрым, здоровым и энергичным (и
это требование логично: кто же будет связываться с больным, а тем более
психически неуравновешенным партнером? – заключишь с ним соглашение, а он
сиганет с 30-го этажа и денежки тю-тю). Очень тяжелое,
психотравмирующее впечатление производят на яппи встречи с друзьями детства
или бывшими соучениками, не ставшими яппи. Среди этих людей обязательно
находится кто-то, кто вроде бы и не преуспел, зато живет полноценной жизнью:
ходит на концерты, слушает любимую музыку, следит за книжными новинками и
т.д. После таких встреч яппи страдает, остро ощущая процесс своей постоянной
культурной, интеллектуальной, духовной деградации – и начинает писать письма
в свои журналы. В "Young Businessman" некто R.R.R. жалуется:
"У него (приятеля) нет даже загородного дома – но ему, как выяснилось,
на это наплевать. Зато он добрых полчаса рассказывал мне с восторгом, каким
гением был Шекспир – особенно, если читать его в оригинале, – и как это
хорошо заметно по сравнению с его современниками: Фордом, Вебстером,
Джонсоном, Тёрнером. Черт, у меня есть поместье на родине Шекспира, но нет
времени прочитать Шекспира не то что в оригинале (кто бы мне заодно объяснил,
что это значит – Шекспир писал по-шотландски, что ли?), но даже в дайджестах!
И вообще я чувствовал себя полным кретином, поскольку до сих пор не знаю, не
издевался ли он (приятель) надо мной: мне кажется, он просто называл первые
вспомнившиеся ему имена – экс-президентов, телемагнатата, составителя
словаря... Этот парень никогда не был на Багамах – и, будь я проклят! – не
хочет туда. Зато он ходит на все выставки и женщины липнут к нему сами... На
кой черт мне столько денег, если у меня с ними только бессонница и
расстройство желудка, а у этого мерзавца нет денег – но он доволен
жизнью?" Не знаю, как вам, а мне
этого R.R.R стало жалко. "Young Businessman" никогда не
комментирует писем, но я надеюсь, что найдется добрая душа и в каком-нибудь
из следующих номеров объяснит бедному R.R.R., что никто над ним не издевался,
а Д. Форд, С. Тёрнер, Д. Вебстер и Б. Джонсон действительно были драматургами
– современниками Шекспира. Вообще, чем тупее яппи –
тем легче ему жить. Если он занимается производством какой-нибудь упаковки и
не интересуется ничем, кроме этой упаковки и бейсбола – он счастливый
человек. Но если у него есть интеллектуальные запросы – муки ему обеспечены. Яппи терзает страх перед
будущим. Тот же R.R.R. описывает это очень красочно: "Я хотел иметь
очень много денег. Я рассуждал так: я повкалываю лет 15, создам свою
"империю" – и дальше буду только отдыхать и жить в свое
удовольствие. Деньги сами будут приращивать деньги. Но я все чаще с ужасом
думаю, что ничего из этого плана не выйдет: эти проходимцы – мои подчиненные
– разорят меня сразу же, как только я перестану за ними следить. Мои деньги
для них – чужие деньги. Они готовы эти деньги тратить, но не хотят
приращивать. Я допускаю, что методом тщательного многолетнего отбора я подыщу
надежную команду – но мне тогда будет, наверное, лет 70. И от такой жизни,
как сейчас, я буду трясущейся полупарализованной развалиной, которую возят в
коляске. Как, спрашивается, я смогу воспользоваться тогда плодами своих
достижений?" Уж и не знаю, что бедняге R.R.R. ответить. Кроме проблем постоянных,
яппи мучают и проблемы преходящие. Например, президент Клинтон. Клинтона яппи
ненавидят. Клинтон, по их мнению, задался целью разорить яппи новыми
налогами. О Клинтоне в яппи-журналах пишут так: "скрытый коммунист"
("YBM"), "подкаблучник левачки-экстремистки"
("Junior"), "ненавидящий западную цивилизацию ублюдок... от
матери-алкоголички и неизвестного отца" ("WAIS"). Яппи пишут в
своих журналах, что на борьбу с Клинтоном надо давать как можно больше денег.
И, похоже, дело не ограничивается рассуждениями и призывами – если судить по
результатам последних парламентских выборов в Америке. У яппи, покупающих
недвижимость в Великобритании, есть еще один враг: местные жители. Дело в
том, что в последние годы яппи стали скупать дома в рабочих районах Лондона и
других британских городов. Жителей, разумеется, выселяют, дома переделывают
под что-то, приносящее быструю прибыль, – рестораны, дорогие магазины,
танцзалы, бордели, казино и т.д. Заодно, чтобы не отравляли воздух и не
портили пейзаж, закрываются окрестные заводы (иногда их, впрочем,
переоборудуют в склады и т.п.). Но оказалось, что в отличие от нищего
неграмотного населения стран "третьего мира" и в отличие от
полностью обуржуазенных рабочих США, английские рабочие не утратили еще
полностью "классовых инстинктов". "Почему-то" они
ненавидят яппи, закрывающих их заводы и изгоняющих из дешевых муниципальных
квартир. "Почему-то" они кричат вслед яппи всякие оскорбления,
кидают в них камни, методично разбивают им машины и поджигают только что
отремонтированные офисы и рестораны. Один такой яппи,
подписавшийся "Ro-Ro Ship", жаловался: "Мне разбили подряд 6
машин, в том числе "мерседес" для представительских целей. Каждую
ночь мне бьют стекла и витрины. Страховые компании уже отказываются иметь со
мной дело. Расходы на секьюрити выросли до невообразимой величины. Стены
домов напротив расписаны граффити, в которых меня называют Гитлером и людоедом.
Британская полиция, как мне кажется, сочувствует этим подонкам. Недавно меня
пикетировали какие-то экстремисты из организации с названием "Классовая
война". С ума сойти – "Классовая война"! Это же неолит! Это же
большевики, как при Сталине и Робеспьере! Я принял представителей пикета, и
эти два ублюдка мне прямо так и сказали, что я – "капиталист", а
всех "капиталистов" надо уничтожить. Я им пытался объяснить, что я
не понимаю, что значит "капиталист", что я – деловой человек
(businessman), свободный предприниматель. Они мне ответили, что я якобы лишил
их родителей работы и жилья, а их самих – будущего. Я их спросил, кто мешает
им переехать в другую страну – в Австралию, в Новую Зеландию – и начать там
свое дело? Для это нужен совсем крошечный стартовый капитал: наверное, даже
меньше полумиллиона долларов. Они бросились на меня – и, наверное, убили бы,
если бы не телохранители... Когда дети из этого квартала меня видят, они
поют: I
– i – yuppie – i – i, Your
fuckin' kids a sure gonna die! Наверняка этой гнусной
песне детей научили их родители-большевики. Они надеются спровоцировать меня
на действия против детей и таким образом скомпрометировать... Я не знаю уже,
что выгоднее: уехать и бросить это дело или остаться. Кажется, в любом случае
вместо доходов меня ждут одни только расходы. Я обращался даже в
обслуживающую меня консалтинговую фирму, но там мне ответили, что в зоне
гражданских конфликтов их фирма не работает!" Знакомство с
яппи-журналами, как выяснилось, – вещь полезная. Раньше яппи меня раздражали.
Теперь вызывают чувство жалости. Ну несчастные же люди, честное слово! Им
внушили, что заколачивать бабки – это хорошо, что они станут всемогущими,
когда начнут вертеть деньгами. А оказалось наоборот: это деньги вертят ими,
как хотят. Капитал вертит капиталистом, как собака хвостом. Бедный яппи не
может позволить себе делать что хочет. Как он выглядит, с кем общается, куда
ходит, что делает – решает за него его бизнес. Мне казалось, что развитие
цивилизации – это когда увеличиваются уровни свободы индивидуума. Яппи,
похоже, этой свободы лишен напрочь. Неолит – как справедливо выразился яппи
"Ro-Ro Ship" , хотя и по другому поводу. 29
декабря 1994 – 23 мая 1998 Опубликовано
под названием «Нам их ставили в пример. Нас опять обманули» в журнале «Неприкосновенный
запас», 1999, № 2; в сокращении – в журнале «Забриски Rider», № 5. Bottom of Form 0 #bn {display:block;} #bt {display:block;} |
СОЮЗ КАЛИНИНГРАДСКИХ
АНАРХИСТОВ СИМПОЗИУМ БЕЗДЕЛЬНИКОВ (ТИПА
ГОСТЕВУХА) (дебильный
форум)
|
|
Кал-градский анархо-зин
Mail to: witamin_w38@rbcmail.ru |
|
|
|
|
|