ПРОТИВ ВЛАСТИ И КАПИТАЛА!

 

 

 

D.I.Y.  как принцип широкого применения

Довольно часто, дискутируя с простыми гражданами, мне приходилось слышать: «Вот вы, анархисты, собираетесь уничтожить государство. А ведь в обществе много людей, склонных к насилию, одержимых жаждой власти, чрезмерно корыстных.. Кто будет защищать общество от таких людей? Кто будет прививать детям уважение к порядку? А если нападут бандиты НАТО, кто будет защищать Отечество?  Посмотри вокруг – кругом валяется мусор, люди бросают окурки мимо урны, выбрасывают пустые бутылки из окон.. А если не будет государства – так они вообще всякий страх потеряют и будет такой хаос, что на улицу будет выйти страшно… Бомжи будут объединяться в банды и выгонять честных граждан из их квартир…Бандиты будут стрелять в прохожих из автоматов..» И так далее, и так далее, и так далее.. (впрочем, более образованные оппоненты доказывают, что в условиях безвластия люди начнут объединяться в некоторые подобия первобытных племен, в которых установится власть «пахана», и поэтому анархия – это утопия)…

Действительно, если люди приучают себя к мысли, что кто-то должен обустраивать их жизнь, кто-то должен за них думать, наставлять на путь истинный, - государство действительно необходимо. Если  у родителей нет времени на собственных детей, нужно кому-то поручить их воспитание. И тут к их услугам – государственные школы, которые практически “за спасибо” (если не считать расходов на покупку учебников и поборов с родителей “на ремонт школы”, а также подарков учителям) берутся воспитывать подрастающее поколение. И в результате получаются примерные граждане, которые  (не все, конечно, но многие), ругаются матом на улице, бросают мусор где попало, пьянствуют… Отсюда – вечные вопросы “Кто виноват?” и “Что делать?” И снова причитания: “Государство ничего не делает…”, “Власть должна обеспечить нуждающихся..” “Государство должно защитить простых граждан…” А власть слушает все это и думает:  “А чего это мы должны вас чем-то обеспечивать? Бюджет не резиновый.. Ваши проблемы – вот сами их и решайте! У нас своих дел хватает..” Разве не так? А если кому-то кажется, что “вот, изберем нового президента (депутата, мэра и т.п.), начнется новая жизнь, власть начнет заботиться об избирателях, государственная машина станет работать стабильно, чиновники будут выполнять свои обязанности надлежащим образом… С   чего вы так решили? В государственном аппарате работают такие же люди, с такими же проблемами, как и у любого затраханного жизнью обывателя… Вы думаете, что  общественные проблемы для каждого чиновника будут важнее личных? Какая наивность… Опыт построения в России социализма, доказал, что такой подход является утопией. А значит, идеальное государство – тоже утопия, поскольку для каждого “винтика” в государственной машине” значимым мотивообразующим фактором в лучшем случае будет достижение хороших показателей для его учреждения, но никак не всеобщее благо. Так что не ждите, что государство обеспечит вам светлое будущее. Оно занято своими проблемами – ему не до наших забот.[1] А если учесть, что нынешняя цивилизация насквозь пропитана духом потребительства, что в условиях дефицита ресурсов и возрастания потребностей неизбежно приведет к катастрофе, становится очевидно, что мы в тупике. Выход из тупика – альтернативная цивилизация.

Самоорганизация – основа для построения альтернативной цивилизации.  С чего начинается любое общество? … Правильно, с индивида. Т.е. с человека. А человек, будучи существом биологическим, как и любой другой живой организм, постоянно испытывает потребности в чем-либо. Многим знакома теория «иерархии потребностей» американского ученого А.Маслоу, согласно которой структура потребностей человека в графическом изображении напоминает пирамиду. На  нижнем уровне находятся самые элементарные потребности – в воздухе воде, пище, одежде, жилище, сексуальные потребности. На более высоком уровне – потребность в общении, самовыражении, в признании. Еще более высокий уровень – потребности в познании, в творчестве и т.п. По мере удовлетворения потребностей  нижнего уровня  у человека возникают потребности более высокого уровня, по мере удовлетворения которых у человека появляются потребности еще более высокого уровня. Впрочем бывают  и некоторые исключения – человек, например, ради удовлетворения творческих потребностей ограничивает себя в потреблении, например, пищи (питается самыми дешевыми продуктами, имея возможность покупать дорогостоящие). Или наоборот, потребности низкого уровня становятся гипертрофированными -  например, когда покупается в большом количестве одежда, которую потом покупатель носит от случая к случаю, а остальное время она пылится в шкафу. Зацикливаясь на потребностях нижнего уровня, мы тем самым становимся их рабами. Потому что одна потребность порождает другую потребность. Если, например, удовлетворение потребности в средстве передвижения (например, покупка автомобиля малого класса – вроде «Фольксвагена»), порождает, помимо потребности в покупке бензина, масла и запчастей, еще и потребность приобрести более крутую тачку – например, последнюю модель «Мерседеса» – это как раз тот самый случай. Потребность превращается в главный мотивообразующий фактор. Что толку, например, приобретать телевизор за 50000 рублей вместо телевизора за 5000 рублей. Потребительские свойства все равно останутся прежними.. Или покупать ручку «Паркер» вместо шариковой, которая стоит 3 рубля. Чернила для «Паркера» мало того что дорогие, они еще и не более водостойкие, чем паста для шариковой ручки. А если нет никакой разницы, зачем платить больше? Самое интересное, что у Котлера  в учебнике сказано, что поскольку существует иерархия потребностей, нужно, создавая рекламу, убеждать потребителя в том, что он получает нечто большее, чем просто бытовой товар. Вот поэтому, например, рекламируют не просто шампуни, а «блеск и силу ваших волос» (т.е. волосы будут не только чистыми, но еще здоровыми и красивыми), не просто жевательная резинка – «ослепительная улыбка и всегда свежий запах» (честно скажу – сколько жвачек не жевал – мои зубы белее не стали. И «устойчивая свежесть» держится ровно столько, сколько я жую жвачку). Верно замечено, что расходы на рекламу товара обратно пропорциональны его полезности (т.е. чем меньше у товара полезных качеств, тем больше нужно тратиться на рекламу – об этом, кстати, хорошо написано у Ильфа и Петрова в «Одноэтажной Америке»[2]).  В общем, в условиях конкуренции производители товаров, чтобы выглядеть лучше своих конкурентов, пытаются с помощью рекламы создать у потребителя иллюзию, что, покупая их товар бытового назначения, он удовлетворяет и какие-либо потребности более высокого уровня. Например, покупая мобильный телефон самой новой модели (или тарифный план компании – оператора  мобильной связи) – потребность в общении. Хотя общаться можно и без мобильника – он чаще бывает нужен, когда необходимо куда-либо срочно позвонить, а на поиски телефонного автомата нет времени (или желания искать). И на качество связи модель аппарата существенного влияния не оказывает. Поэтому стремление к постоянному приобретению «самых модных» («престижных»,  «навороченных», «продвинутых» и т.п.) вещей в итоге часто приводит к зависимости вроде наркотической. Когда повседневные потребности становятся смыслом жизни, человек превращается в раба вещей (и услуг).

Сужая свои интеллектуальные запросы, мы ограничиваем себя, сами того не замечая, в наиболее важных потребностях. Что толку, например, в изобилии продуктов питания в рамках единичного домохозяйства, если никто из членов семьи не знает энергетической ценности  и других потребительских качеств этих продуктов, а также   правил их хранения, в результате чего продукты в больших количествах портятся, приготовленная их них пища вредна для здоровья,  в итоге – чрезмерный расход денег и проблемы со здоровьем. А ведь можно питаться более дешевыми продуктами, но не ограничивать себя  в потребностях более высокого уровня – в общении, в самообразовании, в творческом самовыражении. Возможно, мне возразят, что эти потребности не являются такими же важными, как естественные потребности. Конечно, если наши естественные потребности будут оставаться неудовлетворенными, мы не сможем жить. Но ведь если мы ограничим круг своих потребностей только этими потребностями, мы останемся на животном уровне. И будем очень удобным материалом для всевозможных манипуляций. Проще говоря – превратимся в стадо баранов.

Теперь о главном. Аббревиатура  «D.I.Y.” (полностью – “Do it youself») переводится на русский язык как «сделай сам». Проще говоря,  D.I.Y.  как принцип широкого применения заключается в удовлетворении максимального объема своих потребностей своими же силами и средствами. Причем потребностей не только бытовых, но и социальных (к таковым относятся, например, потребность в безопасности жизнедеятельности, свободе обращения товаров и услуг и т.п.), т.е. потребностей любого уровня.  Способы реализации этого принципа – самообразование, саморазвитие, социальная солидарность (коммунитаризм), автономность.  Цель – преодоление консюмеризма – системы взаимоотношений между индивидом и окружающим миром, при котором все вокруг – как вещи и явления, так и другие индивиды, - воспринимаются как средства удовлетворения пределенных потребностей (как носители определенных свойств, полезных в данное время для данного индивида).

Самообразование – основа для развития свободной личности. Знания развиваются в сознании человека, и никакими силами нельзя “вбить” их в голову (хотя многие учителя в школах пытаются убедить учеников в том, что “вбивают” в их головы хотя бы элементарный набор знаний). Образование – это то, что остается, когда выученное забыто. Настоящее образование – все то, что воспринял и осмыслил самостоятельно. Главные принципы самообразования – самостоятельный поиск информации, критическое осмысление и рациональное восприятие. Первый – самый понятный. Если нет возможности получать информацию от преподавателей (нет возможности или необходимости получать специальность в учебном заведении), нужно действовать самому. Единственный совет – при выборе источников информации выбирать наиболее достоверные, с более свежими данными. Отсюда вытекает второй принцип – критическое осмысление. Будда говорил: “Сомневайся дважды – сначала в том, что тебе говорят, а затем – в своем сомнении” Поэтому наиболее достоверная информация  - это как раз та, которая получается в нашем сознания в результате оценки информации, полученной из нескольких различных источников. Чем больше источников – тем выше объективность. Еще больше объективность – когда теоретические сведения соотносятся с собственными наблюдениями и собственным опытом. Собственный опыт помогает приобрести, помимо знаний, полезные навыки. Потому, например, когда возникает необходимость, скажем в ремонте или техническом обслуживании какого-либо  электронного прибора (особенно это касается тех случаев, когда истек гарантийный срок или на прибор не распространяется гарантия), всегда есть альтернатива – обратиться к “дипломированному специалисту”, который отремонтирует его за “скромный” (или “весьма приличный”) гонорар, либо же выполнить эту работу самостоятельно – и бесплатно. Если прибор стоит не настолько дорого, что его утрата повлечет большие убытки (проще – если есть возможность купить новый, но нет желания), - почему бы не рискнуть? Вдруг получится? (конечно, при условии предварительного изучения хотя бы инструкции пользователя или краткого технического описания).  Рациональное восприятие состоит в том, что окружающий мир со всеми его вещами и явлениями воспринимается “как есть”, для чего нужно освободить свое сознание от ложных стереотипов, навязываемых извне. Эти стереотипы (называть их можно как угодно – предрассудки, мантры, “мыслеформы”), есть не что иное, как инструменты для манипулирования психикой. Примеры? Сколько угодно – “качественная вещь обязательно должна быть дорогой”, “государство является необходимым условием для развития общества”, “вор должен сидеть в тюрьме”, “все женщины любят цветы”, “смысл жизни – вырастить сына, построить дом, посадить дерево”, “квалифицированные специалисты – элита”, “армия – школа для настоящих мужчин” и т.п[3]  Такие фразы любят повторять изо дня в день учителя в школе - ученикам, профессора в вузе - студентам, командиры – солдатам, родители – детям, политики – “электорату”, журналисты – читателям/зрителям/слушателям. Цель всех этих сентенций – манипулирование сознанием, причем далеко не всегда в интересах манипулируемого (а чаще всего – в интересах манипулятора или того, чьим интересам он служит).

Очень важно, к примеру, избавить себя от укореняемого в наших мозгах предрассудка о том, что если ты приобретаешь более высокий социальный статус, то у тебя в обязательном порядке должны возрастать потребности. Мол, раньше ты был простым студентом, а теперь стал государственным служащим – значит, ты должен покупать себе куртку не из кожзаменителя и не из свиной кожи (которая стоит 2000 рублей), а из телячьей кожи (от 3500 до 7000 рублей). Был ты раньше аспирантом, а теперь ты доктор наук и  заведующий кафедрой – теперь если ты покупаешь машину, то она должна быть как минимум новая (а лучше – престижной марки), не в коем случае не древний «Фольксваген», на котором ты ездил, будучи аспирантом, если покупаешь пишущий прибор  обязательно «Паркер» с золотым пером («а шариковые ручки за три рубля» – это для студентов..»), если часы – то обязательно с позолоченным браслетом и позолоченным же  корпусом («ни в коем случае не с кожаным ремешком (тем более – не с резиновым), и не в корпусе стального цвета…»), и обязательно – с циферблатом, а не с цифровым табло (даже если часы – электронные). Более того – во множестве разнообразных пособий по деловому этикету так и написано -  у сотрудников престижной фирмы должны быть дорогие часы и костюмы из дорогой ткани. Потому, что так люди выглядят престижно.  Действительно, человек в костюме визуально воспринимается как лицо, имеющее более высокий социальный статус, чем, например, тот же человек, но в джинсах и «косухе». Но не будем забывать, что настоящее предназначение любой одежды (и обуви) – защищать человеческий организм от вредных и опасных факторов окружающей среды (холод, солнечная радиация, пыль,  паразитические организмы, колющие и режущие мелкие предметы, агрессивные вещества и т.п.). Если мы  откроем любой учебник по маркетингу (например – самый классический, написанный Ф.Котлером), то в нем  прочитаем, что потребителю нужен не товар как таковой, а его полезные свойства. Полезные свойства одежды и обуви известны (см. выше), полезное свойство любых часов – свойство показывать текущее время (и еще надежность), полезное свойство автомобиля – быть средством передвижения. Не думаю, что дорогие часы будут показывать время точнее, чем дешевые. Или дешевые часы с жидкокристаллическим экраном прослужат дольше, чем дорогие с циферблатом. Между прочим, покупая дорогие часы, можно купить подделку под известную фирму, которая прослужит столько же, столько же, сколько дешевый аналог. Так что высокая цена – необязательно признак высокого качества. Весьма интересно -  издано множество советов потребителю на тему «как отличить качественный товар от дешевой подделки». Меня всегда умиляла  формулировка «дешевая подделка». Может быть я и не прав, но, по-моему, подделками могут быть только деньги и ценные бумаги (этим они и отличаются от подлинников - подлинная банкнота выпущена действительно банком-эмитентом и действительно отпечатана в той типографии, у которой с этим банком заключен договор – в этом и состоит главное существенное отличие от подделки, которая напечатана в действительности неизвестно где и неизвестно кем, хотя на ней имеются все реквизиты подлинника). Поддельная банкнота, по сути, не обладает полезными свойствами подлинника, т.к. не является всеобщим законным средством платежа  (банки, например, не обязаны ее принимать к обмену или платежу). Товар же, выпущенный под чужим лейблом, вполне можно использовать по  прямому назначению. Вопрос только в цене – если изготовленный «подпольно»  товар с торговой маркой  известной фирмы продается  по цене как в магазине известной фирмы (т.е. дорого) – это действительно обман потребителя, а если он продается по своей реальной цене – то, что здесь такого. Да, это нарушение закона о товарных знаках и закона о правах потребителя (однако если потребителю все равно, под каким лейблом продается товар, его интересует только цена и минимальный набор полезных свойств – в чем же тогда нарушение его прав? Здесь все нормально, без обмана…) Дешевый товар с малоизвестной торговой маркой – вообще нельзя назвать подделкой. И почему в «полезных советах» потребителю советуют такие товары не покупать? Если речь идет об обуви или одежде, то производитель не имеет такого значения, как если речь идет, например, об электронике. Потому что обувь, например, вполне можно отремонтировать в домашних условиях (по крайней мере мужские ботинки – можно, они имеют наиболее простое устройство).

Я, наверное, уже достал читателя своими размышлизмами? Короче, смысл моих рассуждений о выборе потребителя сводится к следующему: выбирая тот или иной товар, нужно руководствоваться отношением его цены к сумме наиболее очевидных объективно полезных свойств (т.е., например, наручные часы с жидкокристаллическим дисплеем, в стальном корпусе с резиновым ремешком, стоимостью 100 рублей, которые прослужат по меньшей мере 2-3 года,  ничуть не хуже часов с позолоченным браслетом, с циферблатом, и стоимостью в 500 руб., которые прослужат столько же).

Кстати, о выборах – очень часто у нас любят говорить, что да, действительно, у нас кандидаты – не бог весть кто, и программы серьезной нет ни у одного – одни стандартные наборы заклинаний, но ведь надо обязательно прийти на выборы, за кого-нибудь проголосовать, а то ведь придется проводить второй тур, или, не дай бог, повторные выборы, сколько денег из бюджета будет потрачено зря… А если никого не выберем – так ведь власти же никакой не будет, начнется хаос… Почему-то в подобных случаях «оратор» забывает вспомнить, что, хотя деньги на предвыборную кампания кандидаты получают из бюджета,  они выделяются на определенных условиях и не всегда безвозвратно. Так, на президентских выборах кандидаты, не набравшие определенный процент голосов (3% от числа проголосовавших), обязаны возвратить в бюджет денежные средства, выделенные им для организации предвыборной кампании.[4] Может быть, лучше голосовать против всех, если нет ни одного кандидата с более-менее реальной программой? Так хоть деньги вернутся в бюджет и (может быть) какая-то часть пойдет на социальные нужды… И безвластия не будет, если никого не выберут – назначат и.о. (если Президента не выберут – будет премьер-министр «и.о.» -  пока не выберут «всенародного гаранта Конституции», если мэр «зависнет» – один из его замов будет «и.о.» ). Зато будет видно, что у нас только видимость народного представительства, а органы  власти превращаются в касту, присвоившую себе право выступать от имени народа.

Саморазвитие.  Получив образование, найдя себе работу, не нужно останавливаться на достигнутом. Это не значит, что, например, получив вузовский диплом, нужно сразу же бросаться на поиски другого вуза, чтобы обзавестись еще одной «корочкой». Но изучать самостоятельно, например, литературу по смежным специальностям никогда не бывает лишним. Особенно если такое изучение помогает восполнять пробелы в образовании,  да и просто расширяет познание.  А, как известно, чем  большим объемом объективных знаний об окружающем мире располагает человек, тем лучше он адаптируется к своей среде обитания. Адаптация к окружающему миру предполагает, помимо «приспособляемости», также способность изменять окружающую среду (и это намного важнее обычной способности спокойно воспринимать мир «как есть»[5]). Следовательно, знания должны дополняться навыками.

Чем большим набором навыков Вы обладаете, тем выше Ваша автономность. Автономность на индивидуальном уровне следует понимать шире, чем  толкование термина «автономия воли» в гражданском праве (воля, с точки зрения гражданского права -  «…осознанный и целенаправленный выбор определенного поведения и его последствий».[6] ) Автономия воли – свобода самостоятельно, без чьего бы то ни было воздействия, делать осознанный и целенаправленный выбор определенного поведения и его последствий – фикция, особенно в условиях буржуазного общества. О каком осознанном  выборе можно говорить, когда потребителя с утра до ночи зомбирует реклама, когда работник вынужден заключать трудовой договор на условиях, выгодных только работодателю, потому что у него нет другого выбора, когда пользователь мобильной связи оплачивает входящие звонки (даже тогда, когда кто-то позвонил случайно, ошибся номером), которые ему нафиг не нужны, но он это делает, потому что такой тарифной политики придерживаются все операторы связи в России? Автономность – не абстрактная «свобода действия», ограниченная «…непреодолимыми обстоятельствами» (например, государственной властью), - а реальная возможность быть самим собой, самостоятельно распоряжаться своими способностями в своих собственных интересах и в интересах окружающих. Автономия воли – неотъемлемый элемент автономности, но без ВОЗМОЖНОСТИ реализовывать свободу выбора она – ничто. Следовательно, автономность – это способность, действуя в своем интересе, разумно сочетаемом с интересами общества, преодолевать препятствия на пути к поставленным перед собой целям, опираясь на собственные силы (способность «добиваться невозможного»).  Например, Вы имеете более-менее прилично оплачиваемую работу, режим рабочего времени Вас устраивает, финансовых затруднений Вы не испытываете… Казалось бы, все замечательно.. Стоп! Вот здесь важно не упустить скрытую опасность! Если это место работы является для Вас единственным источником заработка, то, лишившись его на какое-то время, вы рискуете оказаться в безвыходном положении. Более того, боясь потерять работу, Вы можете стать объектом манипуляции – со стороны кого угодно. Допустим, в стране растет инфляция, зарплата начинает Вас не устраивать, Вы решаете организовать забастовочный комитет. И вот Вас вызывает к себе руководитель организации и во время доверительной беседы убеждает отказаться от своего замысла, ибо иначе Вы будете уволены под каким-нибудь благовидным предлогом вроде «..однократного грубого нарушения трудовой дисциплины» или просто попадете под сокращение штатов (Вашу должность сократят в первую очередь). Сходный пример – законодательная власть принимает законопроект, ограничивающий возможности для реализации конституционных   прав для какой-нибудь группы населения (или, например, вводит цензуру для отдельных видов СМИ), но при этом интересы более-менее значительных политических партий и бизнес-элиты не затронуты, однако Вы  понимаете, что за «незначительным» «ограничением» каких-либо прав может последовать и их  отмена, поэтому для Вас, а также для группы радикалов, которые решились провести митинг протеста, этот вопрос принципиально важен.  Вы решаетесь принять участие в митинге (митинг, разумеется, несанкционированный, поскольку группа радикалов не является зарегистрированной организацией, и местная власть своего согласия на проведения митинга по этой причине не дает). Через некоторое время после начала митинга появляется автомобиль с решетчатыми окнами, люди в серой униформе грузят Вас вместе с остальными участниками в это самое средство передвижения и везут в ближайший РОВД. Там с вами «доверительно беседуют», выясняя подробности (вы, разумеется, всех подробностей, которые могут быть как-либо использованы против Ваших товарищей не называете), ваши ответы «собеседника» не устраивают, он начинает Вас пугать (ну конечно,  «организовали сами.. – так я тебе и поверил.. Все таки, кто вам заплатил?») что «составит протокол о мелком хулиганстве в форме нецензурной брани в общественном месте» (а это чревато арестом на 15 суток), что Вам подбросят наркотики (а это уже уголовная статья)  - и самое главное – «..об этом узнают на работе.. Ты же не хочешь, чтобы у тебя возникли неприятности?» (и произносит это голосом таким доверительным-доверительным).   И тут же не менее «доверительно» предлагает (на выбор): а)  стать осведомителем; б) оклеветать невиновного человека (разумеется, напрямую так не говорится, я просто передаю суть); в) сообщить подробно всю информацию, интересующую «собеседника» (список можно продолжать). В Вашем сознании пробегают апокалиптические картины  - Вы лишились работы, роетесь в помойке в поисках пустых бутылок… Возникает дилемма – лишиться работы, но поступить в соответствии со своими убеждениями – или же пойти на соглашательство, чтобы сохранить единственный источник дохода? Вряд ли разрешение этой дилеммы станет доминантой Вашего поведения, если источник дохода, которого Вас угрожают лишить, является для Вас единственным. Если у Вас есть хоть какой-то приработок «на стороне», если помимо навыков по основной работе вы обладаете профессиональными умениями в рамках еще хотя бы одной профессии, - безработица Вам не страшна. Даже если, например, из-за конфликта с властями Вы будете вынуждены покинуть родные места, Вам будет легче устроиться на новом месте (а это, поверьте, нелегко, особенно в России, т.к. ксенофобия, - особенно у кадровых служб и правоохранительных органов, - сильна как нигде).[7]

Замечу, что финансовой самостоятельностью автономность не ограничивается, это только один (кстати, один из важнейших) элементов автономности. Вообще, основа автономности – устойчивость к негативным факторам окружающей среды – как социальным, так и природным.

 Вот, между прочим, на сайте kulichki.net я откопал целый курс лекций по выживанию в современных условиях. Материал этот, нужно заметить, достаточно спорный, поскольку  многие советы, которые включены в этот самый курс, либо нереально применить на практике (как например, засунуть в патронташ набор жизненно необходимых предметов, в т.ч. пилку по металлу (только полотно) и компас)[8] либо опасны для здоровья (к примеру, советы применять для лечения дикорастущие растения – без указания на способ применения) , либо если следовать некоторым из этих советов  буквально, можно превратиться в фашиста и мизантропа или просто в психа, страдающего манией преследования. Однако, если воспринимать все критически, можно почерпнуть немало полезного. Что касается теории выживания, которая там изложена, то многие принципы вполне применимы в D.I.Y. Например, принцип дублирования (т.е. всегда нужно иметь запасную профессию, запасной вариант, запасную цель в жизни…) может быть полезен для «общей подготовки к возможным неприятностям», советы по рациональному использованию жилого помещения в условиях бедности и по «выживанию в городских джунглях» также содержат немало полезной информации (особенно ценно - «в помещении главное не площадь, а изолированность…»). Приведенный в Курсе.. примерный перечень навыков,  существенных для выживания, выглядит вполне убедительно: «..выбирая спорт, хобби, чтиво, принимайте в расчет полезность Ваших занятий для выживания. Далее приводятся наиболее предпочтительные варианты  приблизительно в порядке убывания значимости.

Споpт: рукопашный бой, бег, плавание, гимнастика, велосипед, метание, лыжи, гребля, альпинизм. Вождение транспортного средства: автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет,  вертолет.

Сложные развлечения: пулевая стрельба, подводное плавание, стрельба из лука.  Иностpанные языки: английский, немецкий, японский, испанский, китайский, русский. Теоpетические познания: медицина, психология, юриспруденция, криминалистика, военное дело, криминология, яды, сельское хозяйство, ботаника, зоология, астрономия, геология.

Если есть возможность, приобретите распространенную квалифицированную рабочую профессию: автомеханик, электромонтер, связист, слесарь.

Сказанное отнюдь не означает, что все поголовно должны изучать медицину и психологию, учиться управлять вертолетом и пользоваться аквалангом. Но, обладая познаниями и навыками хотя бы в одной из вышеуказанных областей, Вы существенно расширяете свою автономность на индивидуальном уровне, поскольку все эти знания и навыки бывают востребованы в современном обществе всегда (от себя я бы добавил еще умение пользоваться компьютером. Вот это уж точно необходимо каждому. Если ваша профессия хоть как-то связана с информацией – юрист, бухгалтер, секретарь-референт, журналист, библиотекарь – то без компьютера вы работать просто не сможете, а если вы не относитесь к такого рода специальностям – компьютер вам все равно необходим, поскольку он позволяет, например, искать и распространять в I-net’е  любую информацию – а не только поглощать интеллектуальную жвачку, которой кормят нас СМИ). Самообразование (D.I.Y. – образование) – это возможность сэкономить свои деньги, которые  мечтают заполучить десятки коммерческих учебных заведений, выдающих дипломы, которые (впрочем, как и у государственных учебных заведений) отнюдь не гарантируют трудоустройство. И самое главное, необходимо отметить существенное различие между просто «выживанием» и D.I.Y.: если выживание – это стратегия приспособленчества, то D.I.Y. рассчитано на более полноценную жизнь. Если курс выживания правильнее именовать «Библией Премудрого Пескаря», то D.I.Y. предполагает активную жизненную позицию. Вот в этом, в общих чертах, и выражается D.I.Y. как принцип широкого применения на индивидуальном уровне.

И, наконец,  D.I.Y. на социальном уровне -  социальная солидарность – взаимопомощь равноправных и свободных индивидов, содействие в вопросах, касающихся  коллектива в целом. Проще говоря – самоуправление. Самоорганизующиеся общины могут успешно противостоять государству, а также успешно подменять государство в большинстве его необходимых функций.[9] Примеров тому – достаточное количество – и в истории, и в современности.[10]

Надеяться на то, что придет некий мессия и построит нам светлое будущее – наивно. D.I.Y. – способ обеспечить себе достойное настоящее, которое есть не что иное, как светлое будущее, построенное собственными руками.

Тут  критик воскликнет: «зачем это все написано? Бред какой-то…»  В том-то все и дело, что сей текст очень даже осмыслен. Если Вы согласны с утверждением, что капитализм – несправедливый строй, который способствует расслоению общества, войне между народами, дискриминации людей по всяким разным признакам, - и его питательной средой является современное общество с его экономикой – то у вас возникнет вопрос: а как сделать, чтобы не было капитализма? Возможный вариант – лишить его экономической и социальной опоры. Наиболее приемлемый способ – предложить альтернативу современной потребительской цивилизации. Т.е. построить свою, альтернативную.

А если Вам нравится, что государство в очередной раз залезает в Ваш карман, повышая налоги и таможенные пошлины, мотивируя это – неважно чем – ростом военных расходов в связи с очередной «контртеррористической операцией», или «защитой отечественного товаропроизводителя», или «заботой о малообеспеченных гражданах» – главное, чтобы обыватель поверил;  если Вам нравится смотреть по телевидению дебильные ток-шоу и дебильные сериалы в перерывах между еще более дебильной рекламой; если Вас устраивает  Ваша профессиональная деятельность, когда на работе платят гроши и приходится в свободное время где-то подрабатывать, а в выходные заниматься своим дачным участком, чтобы хоть что-то удалось собрать (если бомжи не сопрут), чтобы было что пожрать зимой; если широта выбора формы досуга (когда вдруг появляется свободное время) сводится для Вас к альтернативе «пьянка в кругу близких друзей»[11] / «пьянка в ночном клубе»; если Вам глубоко безразлично применение пыток и иных незаконных методов расследования органами внутренних дел, если издевательское обращение с осужденными Вы считаете нормальным - тогда зачем что-либо менять? У нас все замечательно! Мы живем в замечательной стране со стабильно развивающейся экономикой, нами руководит  мудрое правительство, правоохранительные органы  утверждают в жизни принципы, закрепленные во Всеобщей  декларации прав человека… Только в таком случае не надо хныкать по поводу плохой подачи воды  в водопроводе, разбитых дорог, равнодушия чиновников и дороговизны продуктов питания… Все устроится и процветет.. Придет время, и наступит эпоха процветания, нужно только работать, работать,  работать – и не так, как Вы считаете нужным, а как сказало Вам начальство, которое всегда знает, как лучше. Если Вы  верите во всю эту демагогию – флаг Вам в руки! Растите по плану деток, как ваши отцы и деды, которых кормили  похожими сказками, надейтесь на светлое будущее и мудрость «царя-батюшки». Утешайте себя «жизнью вечною» в «Небесном Иерусалиме», продолжая традицию, которой пошла уже третья тысяча лет. Вы с успехом повторите опыт предыдущих поколений, обеспечивая расширенное воспроизводство капитала транснациональным корпорациям и сохранение государственного строя для правящей элиты. Вот только результат в личном зачете оказывается почему-то один и тот же. Выбор между гробом из плохо обструганных досок, лакированным гробом с «иллюминатором» и полиэтиленовым мешком с хлорной известью. А перед финишем – размышления на тему «А для чего же я жил? Что я видел в этой жизни?»

Если же вы хотите жить, не жалея о прожитых днях, ощущая себя Людьми, а не стадом баранов, не «электоратом», - следуйте D.I.Y.  и  помогайте в этом друг другу.

 

Анархия начинается с тебя!

 

P.S.  Возможно, читатель, которому известно общераспространенное значение термина “D.I.Y” спросит: «А причем здесь D.I.Y. Это, вообще-то, означает андеграундную музыку, записанную на любительской аппаратуре, на кассету с обложной, сделанной при помощи подручных средств.» Целиком и полностью согласен. Это – D.I.Y. Но этим исследуемое явление не ограничивается.  Если, например, вместо того, чтобы покупать бормотуху  заводского изготовления  сделать вино из плодов, выросших на собственном огороде – это тоже D.I.Y. Если не покупать компьютер в магазине в готовом виде, а собрать самому из б/у-шных запчастей, попутно изучив в библиотеке литературу  о программном и аппаратном обеспечении персональных компьютеров – это еще более крутой D.I.Y. поскольку здесь не  только удовлетворяется потребность в материальном предмете, но и приобретаются полезные навыки. Если человеку отдых в стиле «на троих» («я, бутылка и стакан») заменяет общением  с людьми, с которыми можно поговорить не только о выпивке, закуске и бабах,[12] а, например, чему-нибудь у них научиться – это первый шаг к самосовершенствованию.

Если ты, будучи, например, студентом,  не сидишь на шее у родителей, а пытаешься зарабатывать на жизнь самостоятельно; если ты, уже получив образование и поступив на работу,  не лижешь задницу начальству в надежде выклянчить прибавку к жалованию, а ищешь дополнительные источники   дохода «на стороне» - это D.I.Y. Если вместо просмотра в I-nete очередного порносайта прочитать web-страницу punk.ru, заглянуть в anarchive или посетить ad-direct – это шаг к D.I.Y.

И самое главное – если ни во время Октябрьской революции в России, ни во время революции в Испании в 1931-39 гг. не было построено либертарное общество  - это отнюдь не означает, что нет альтернативы государственности и современной потребительской цивилизации.. Будьте реалистами – добивайтесь невозможного. Именно люди, которым  удавалось  достигнуть того, чего другие не умели достигнуть или считали невозможным – совершенствуют мир.

 

Пацифист

 

 

 

 

ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО              СМОТРЕТЬ ДАЛЬШЕ

СОЮЗ КАЛИНИНГРАДСКИХ АНАРХИСТОВ

ЛИКБЕЗ ДЛЯ ВСЕХ

СИМПОЗИУМ БЕЗДЕЛЬНИКОВ (ТИПА ГОСТЕВУХА)

ССЫЛКИ

САМООБРАЗОВАНИЕ

ФОТКИ

архИология революции

КУЛЬТУРНАЯ ПЕРЕСРАЧА

(дебильный форум)

КОМПРОМАТ

 

Просто сайт Дмитрия Вишнякова - статьи, стихи и проза

Сайт Радикальных Лентяев

 

ТАЙНОЕ ПИСАНИЕ.

Кал-градский анархо-зин

Mail to: witamin_w38@rbcmail.ru

 

 

 

 

 

 



[1] Если вернуться к началу статьи, где упоминалось о школьном воспитании, можно добавить – в том, что школа не способствует построению более гармоничного общества, нет ничего удивительного – всякая система стремится воспроизводить саму себя, соответственно, государство, которое не может существовать без общества, стремится воспроизводить то общество, которое ему наиболее удобно в качестве «питательной среды», что оно и делает при помощи системы образования. В результате мы имеем то, что имеем.

[2] Илья Ильф, Евгений Петров. Собрание сочинений. Т.4 – М., 1961. – с.130-133

[3] все примеры рассматривать не буду, а то вместо статьи «Война и мир» получится…

[4] см. ст.59 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 228-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"

[5] если просто воспринимать мир «как есть» – недалеко и до приспособленчества, изобретения удобной морали, которая оправдывает соглашательство…

[6] см.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ /Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 1997. – СПС «Консультант-Плюс».

[7] Испытано на собственном опыте (с той разницей, что причина «перемещения» была чисто экономическая, к политике не имеющая никакого отношения) . В первые годы после переезда в Кёниг  одним из вопросов, которые мне задавали при попытке устроиться на работу, был: «А почему Вы поменяли место жительства?» хотя к  предлагаемой работе и моим профессиональным качествам этот вопрос не имел ни малейшего отношения. Итог – пришлось (сказав про себя: «А пошли вы все на х..!) зарабатывать, используя навыки по смежной профессии, без оформления трудовых и гражданско-правовых отношений.

[8] http://rotabanner.kulichki.net/cgi-bin/href/edu

[9] В этом я согласен с упоминавшимся выше «Курсом выживания…» И… это большая часть из того немногого, в чем я согласен с указанным  материалом по данному вопросу. Поскольку тезис о том, что самоуправлению необходим лидер, который должен обойти мнение 80% обитателей общины, противоречит идеям либертарного общества..

[10] примеры – «Красный Май» 1968 г. во Франции, революция в Аргентине, которая происходит сейчас…(см. А-lex, №№ 3,4; Автоном, № 18…)

[11] Под пьянкой в кругу близких друзей я понимаю форму проведения досуга, при которой некоторое количество хорошо знакомых между собой людей собираются, покупают  кучу бухла, какую-нибудь закусь к этому бухлу, затем располагаются у кого-нибудь на кухне (в холодное время года), или на травке в ближайшем сквере (в теплое время года), и начинают употреблять это бухло, ведя в перерывах между глотками пива (водки/портвейна) светскую беседу «за жизнь» (о проблемах на работе, о том, кто как организовал свой досуг, о проблемах с женой/мужем (любовницей/любовником), о том, что мало денег…), по мере увеличения удельного содержания алкоголя в крови у всех, кто принимает участие в дискуссии, темы начинают спонтанно меняться, в конце концов все забывают, кто о чем говорил, а на следующее утро  напрягают «мыслительный процесс», пытаясь вспомнить, что же было вчера…

[12] Заранее извиняюсь перед «интеллектуалами»! Такие беседы свойственны людям малообразованным. Интеллигенция говорит на темы  «Кто виноват?», «Что делать?» и «Кому на Руси жить хорошо?»

Hosted by uCoz