Рылся я как-то в своем
шкафу – хлам разгребал. Наткнулся на кипу старых газет. «Калининградская
правда», «Российская газета». 1996, 1997, 1998 годы. Развернул газету. Ага,
«Российская газета», 1997 год. 27 марта. Страница 5. Конкурс «РГ»: Идея для
России. Как же – как же, помню. Из номера в номер публиковали байки: и про
«особый путь…», и про то, что «нужно запретить вырубку елок для украшения
новогодних праздников…», - каких только рецептов не предлагали тогда для
построения светлого капиталистического будущего.. И здесь- то же: «Русский –
имя нарицательное..»: «…прежде всего в идее должен присутствовать мотив
объединения власти с народом..»; «Держава
роднее федерации…».. Сколько раз СМИ вдалбливали идею о необходимости
«национального лица…»? Интересная тема для исследования. Правда, сейчас на
такие темы не столько в газетах пишут, сколько в учебниках и научной
литературе… О чем это я? Хватит, не
буду демагогию разводить- вот, лучше сказочку почитайте - из классической литературы. Как раз в тему –
про «национальное лицо». *** А то — жил-был один барин, прожил он с
лишком полжизни и вдруг почувствовал, что чего-то ему не хватает — очень
встревожился. Щупает себя — будто все цело и на
месте, а живот даже в излишке; посмотрит в зеркало — нос, глаза, уши я все
прочее, что полагается иметь серьезному человеку, — есть; пересчитает пальцы
на руках — десять, на ногах — гоже десять, а все-таки чего-то нет! — Что за оказия? — А как ты думаешь,
Митродора, у меня все в порядке. Она уверенно говорит: — Все! — А мне иногда кажется... Как женщина
религиозная, она советует: Если кажется — прочитай мысленно «Да воскреснет бог и расточатся врази его»... Друзей исподволь
пытает о том же, друзья отвечают Членораздельно, а смотрят — подозрительно,
как бы предполагая в нем нечто вполне достойное строгого осуждения. Стал вспоминать прошлое — как будто все в порядке:
и социалистом был, и молодежь возмущал, а потом ото всего отрекся и давно уже собственные посевы
своими же ногами усердно топчет. Вообще — жил как все, сообразно настроению
времени и внушениям его. Думал-думал и вдруг — нашел: «Господи! Да у меня же национального лица нет!» Бросился к зеркалу — действительно, лицо неясное вроде
слепо и без запятых напечатанной страницы перевода с иностранного языка,
причем переводчик был беззаботен и малограмотен, так что совсем нельзя
понять, о чем говорит эта страница: не то требует душу свободе народа в дар
принести, не то утверждает необходимость полного признания государственности. «Гм, какая однако путаница! — подумал барин и тотчас же решил:
— Нет, с таким лицом неудобно жить...» Начал ежедневно дорогими мылами умываться — не помогает: кожа
блестит, а неясность остается. Языком стал облизывать лицо — язык у него был
длинный и привешен ловко, журналистикой барин занимался — и язык не приносил
ему пользы. Применил японский массаж — шишки выскочили, как после доброй
драки, а определенности выражения — нет! Мучился-мучился, все без успеха, только весу полтора фунта
потерял. И вдруг на счастье свое узнает он, что пристав его участка
фон-Юденфрессер весьма замечательно отличается пониманием национальных
задач, — пошел к нему и говорит: — Так и так, ваше благородие, не поможете ли в затруднении? Приставу, конечно, лестно, что вот — образованный человек,
недавно еще в нелегальностях подозревался, а ныне — доверчиво советуется, как
лицо переменить. Хохочет пристав и, в радости великой, кричит: — Да ничего же нет проще, милейший вы мой!
Браллиант вы мой американский, да потритесь вы об инородца, оно
сразу же и
выявится, истинное-то ваше лицо... Тут и барин обрадовался — гора с плеч! — лойяльно хихикает
и сам на себя удивляется: — А я-то не догадался, а? —
Пустяки всего дела! Расстались закадычными друзьями,
сейчас же барин побежал на улицу, встал за угол и ждет, а как только увидал
мимо идущего еврея, наскочил на него и давай внушать: — Ежели ты, — говорит, — еврей, то должен быть русским, а ежели
не хочешь, то... А евреи, как известно
из всех анекдотов, нация нервозная и пугливая, этот же был притом характера
капризного и терпеть не мог погромов — развернулся он да и ударь барина по
левой щеке, а сам отправился к своему семейству. Стоит барин, прислонясь к стенке, потирает щеку и думает: «Однако выявление национального лица сопряжено с
ощущениями не вполне сладостными! Но — пусть! Хотя Некрасов и плохой поэт,
все же он верно сказал: «Даром ничто не дается, — судьба Жертв искупительных просит...» Вдруг идет кавказец, человек — как это доказано всеми анекдотами
— некультурный и пылкий, идет и орет: — Мицхалэс саклэс мингрулэ-э... Барин — на него: — Нет, — говорит, — позвольте! Ежели вы грузин, то вы —
тем самым — русский и должны любить не саклю мингрельца, но то, что вам
прикажут, а кутузку — даже без приказания... Оставил грузин барина в горизонтальном положении и пошел пить
кахетинское, а барин лежит и соображает: «Од-днако же? Там еще татары, армяне, башкиры, киргизы,
мордва, литовцы — господи, сколько! И это —
не все... Да потом еще свои, славяне...» А тут как раз идет украинец и, конечно, поет крамольно: Добре було нашим батькам
На Вкраини жити... - Нет, — сказал барин, поднимаясь на ноги, — вы уж будьте любезны отныне употреблять еры, ибо, не употребляя
оных, вы нарушаете цельность империи... Долго он ему говорил разное, а тот все слушал, ибо —как
неопровержимо доказывается всеми сборниками малороссийских анекдотов —
украинцы народ медлительный и любят дело делать не торопясь, а барин
был человек весьма прилипчивый... ...Подняли барина
сердобольные люди, спрашивают- — Где живете? — В Великой
России... Ну, они его,
конечно, в участок повезли. Везут, а он, ощупывая лицо, не без гордости, хотя и с
болью, чувствует, что оно значительно уширилось, и думает: «Кажется,
приобрел...» Представили его фон-Юденфрессеру, а тот, будучи ко своим
гуманен, послал за полицейским врачом, и, когда пришел врач, стали они
изумленно шептаться между собою, да всё фыркают, несоответственно событию. — Первый случай за всю практику, — шепчет
врач. — Не знаю, как и понять... «Что б это значило?» — думает барин, и спросил: — Ну, как? — Старое — все стерлось, — ответил фон-Юденфрессер. — А вообще, лицо — изменилось? — Несомненно, только, знаете... Доктор же утешительно говорит: — Теперь у вас, милостивый государь, такое лицо, что хоть брюки
на него надеть... Таким оно и осталось на всю жизнь. Морали тут нет. Максим Горький.
Русские сказки. 1912 г. |
СОЮЗ КАЛИНИНГРАДСКИХ
АНАРХИСТОВ СИМПОЗИУМ БЕЗДЕЛЬНИКОВ
(ТИПА ГОСТЕВУХА) (дебильный
форум)
|
|
Кал-градский анархо-зин
Mail to: witamin_w38@rbcmail.ru |
|
|
|
|
|