Дешевые трагедии внутри загона... хроника
цивилизованно-безрезультатной политической борьбы калининградцев за свои
права. В трех действиях. Действие
первое. 14
декабря 2000 г. в Кёниге на Площади Победы состоялся организованный
профсоюзами митинг протеста против правительственного проекта Трудового
кодекса, положения которого ущемляют права граждан. На митинге присутствовало
около 3 тысяч человек, в основном работники крупных предприятий
(судостроительный завод «Янтарь», птицефабрика «Гурьевская»), докеры из
Морского торгового порта. В основном – люди
старшего поколения, предпенсионного возраста. Молодежи было мало
(особенно среди выступавших с трибуны, где молодое поколение было
представлено студентом КГУ Петровым, выдавшим в самом начале своей речи перл
«ни для кого не секрет, что во второй половине декабря в Государственной Думе
будет рассматриваться проект КзоТа», хотя выступавшие до него ораторы уже
сказали, что дата рассмотрения законопроекта – 21 декабря). Выступавшие
говорили о том, как антинародный
режим Путина-Касьянова
собирается урезать права трудящихся (отмена повышенной оплаты за сверхурочную
работу, введение полной материальной ответственности работника, включая
ответственность за упущенную выгоду, увеличение продолжительности рабочего
времени и т.п.). Все говорили о том, что в случае принятия этого
законопроекта страна откатится в XIX в., в примитивный
капитализм, что в стране возникнет ситуация, подобная той, что уже возникала
в 1917 г. Представитель областного комитета профсоюзов назвал «отца и мать»
антинародного закона – министров Починка и Матвиенко. Наибольшее оживление
вызвало и потому лучше всего запомнилось выступление капитана – пенсионера (промрыболова),
который высказался прямо: «долой министров- капиталистов!» Рядом с трибуной горстка
активистов, раздававших агитки «Вестник солидарности», одновременно собирали
подписи против принятия правительственного законопроекта, за сохранение
действующего КзоТа. Однако народ, по крайней мере, в первой половине митинга, откликался слабо. Опросные листы появились
спонтанно, т.е. они были не на бланках с обязательными реквизитами (ф.и.о.
избирателя, адрес, паспортные данные, подпись), очевидно, эта идея со сбором
подписей возникла у инициаторов в ходе
митинга. Выводы из всего этого действа
можно сделать следующие: проблемы трудящихся волнуют всех, но вот открыто выражать свое мнение
решаются немногие. Ораторы говорили банальные вещи о том, что нужно создавать
профсоюзы, но никто, почему-то не призвал народ к забастовке в случае
принятия правительственного КзоТа. Незначительное присутствие молодежи,
которая, к слову, является одной из наименее защищенных категорий населения
на рынке труда, на митинге, можно
объяснить, с одной стороны, традиционным пофигизмом, а с другой стороны тем,
что молодежи усиленно вбивают в голову байки о «капиталистическом рае»,
«обществе равных возможностей» и т.п., и молодежь, в силу недостатка
житейского опыта и дефицита
достоверной информации, охотно верит (в большинстве своем) этим бредням. Короче говоря, для того, чтобы в будущем Россия не
превратилась в свалку отходов, населенных бесправными биороботами, необходимо
пропагандировать идеи социальной справедливости среди молодежи, сделать их
более доступными и понятными. А еще лучше – научить подрастающее поколение
эффективным методам борьбы с диктатурой фашистов и буржуев, которая набирает
силы в современной России. Им это пригодится, тем более что все происходящее
напоминает слова из песни Егора Летова «Все в порядке»: «В пламенной стране –
с каждым часом – дальше-круче...» А в это время в Государственном таможенном
комитете РФ готовилось распоряжение о порядке взимания НДС на территории
Калининградской области... Действие второе. 24 января 2001 г. состоялся другой митинг. На этот
раз инициатором выступил, помимо
областной федерации профсоюзов, Союз промышленников и предпринимателей
Калининградской области, собравший
народ для того, чтобы выразить протест против экономической политике
Кремля, а именно – против распоряжения ГТК РФ, изданного в конце декабря 2000
г., в соответствии с которым товары, произведенные в Калининградской области
и ввозимые в Россию, должны облагаться НДС и таможенными пошлинами на общих
основаниях, из-за чего местные предприятия несут убытки. В отличие от
профсоюзного митинга против правительственного проекта КзоТ, публики собралось раза в полтора-два
больше. Оно и понятно: во-первых, организатор – СПП – есть не что иное,
как выразитель политической воли региональной буржуазии; во-вторых, публика
представлена в основном работниками
крупных предприятий, которых руководители пригнали после рабочей смены на
площадь Победы митинговать (об этом говорили между собой некоторые участники
митинга). Выступавшие – в основном директора предприятий, в общем-то,
повторили содержание двух-трехдневной давности публикаций в «Калининградской
правде» и других газетах об остановке Неманского ЦБК из-за невозможности
отгрузить продукцию, предназначенную для потребителей в России, о том, что вагоностроительный завод
– на грани остановки, что ни одно предприятие не решается отправлять свою
продукцию в Россию в новых условиях.
Из них запомнился, пожалуй, только
представитель ликеро-водочного завода, который в завершение своей речи
произнес: «Нас (т.е. калининградцев) мало, но мы в тельняшках!» Дельные предложения
содержались в речи одного из, насколько помню, профсоюзных лидеров, который
заявил о необходимости принятия федерального конституционного закона о
статусе Калининградской области, в котором были бы закреплены правовые
гарантии функционирования региональной экономики, а также о внесении
изменений в Конституцию РФ, в которой, по мнению оратора, должна появиться
статья о Калининградской области. Далее митинг почтил своим присутствием мэр
города – Ю.савенко,
который заявил с трибуны, что
из-за безответственных действий
московских чиновников городской бюджет «похудел» на 400 млн.рублей.
Руководитель Партии пенсионеров предложил установить для пенсионеров области
компенсацию из федерального бюджета Молодежь на трибуне была
представлена руководителем студенческого профкома КГУ Станиславом Красовским,
который, используя те же фразы и речевые обороты, что и его коллега Петров на митинге против
правительственного КзоТа, заявил, что в его лице молодежь и особенно студенты
– будущее России, говорят решительное «НЕТ!» правительственной политике в
отношении Калининградской области (среди публики молодежь можно было по
пальцам пересчитать). Публика на выступления
реагировала довольно-таки вяло (как-никак, температура воздуха – 5о
ниже нуля, особо не похлопаешь). Содержание транспарантов сводилось в
основном к следующему: «Мы хотим остаться Россией!», «Кремлевские политики!
Сколько вам заплатили за развал калининградской экономики?», «Для кого мы
кость в горле!» и т.п. Суммируя содержание речей, произнесенных с трибуны,
можно сказать, что ораторы взывали к совести московских чиновников,
милосердию Президента Путина и Губернатора Егорова, а также к патриотизму
депутатов областной Думы, которые должны, по мнению ораторов, придумать план
реанимации калининградской экономики и представить его Президенту. В целом же шоу напоминало
первый акт «Кровавого воскресенья»,
разница в реквизите и персонажах заключалась лишь в том, что вместо
хоругвей были транспаранты с заклинаниями, а армейских патрулей с боевой
экипировкой не было (ментовские патрули вели себя по отношению к публике
мирно). Каких-либо предложений вроде: «Ни одной копейки в казну, ни одного
солдата в армию», как в 1905 году, никто не высказал. Видимо, постеснялись
близкого присутствия властей предержащих. А может быть, и не собирались… …Оставаясь в живых из-за веской причины Мол, в подобной стране западло умирать Продолжая своим животом дорожить Истекая слюною, всем нравится жить..[1] Нужно обратить внимание
вот еще на что: на митинге предлагалось, чтобы на должности областного
прокурора, начальника таможенного управления и УВД области назначались только
калининградцы, поэтому, хотя и не было откровенно сепаратистских призывов,
нужно отметить, что для подобных настроений почва подготовлена
давно. Действие третье. 26 января на том же месте
состоялся митинг с аналогичной предыдущему повесткой дня, но организованный
на этот раз более радикальным крылом Союза промышленников и предпринимателей
– Балтийской республиканской партией (БРП). Народу пришло значительно меньше:
партия отстаивает интересы в основном компрадорской буржуазии,[2] которая в Калининградской области
представлена коммерческими структурами, делающими деньги на перепродаже
импортных товаров в Россию. Говорили все о том же, публика реагировала так
же, единственную трезвую мысль высказал редактор местной газеты для тех, у
кого «пальцы веером, в натуре»[3]
Игорь Рудников: «Нужно провести референдум о статусе Калининградской
области». Снова предложили идею Балтийской республики... Дешевые
трагедии внутри загона... В очередной раз можно убедиться в справедливости
слов К. Маркса: «Бытие определяет сознание...» Идея Балтийской Республики
близка местной буржуазии прежде всего, т.к. деловые круги области испытывают сильное давление со стороны
московских олигархических группировок, стремящихся захватить рынки
калининградской области и вложить свои капиталы в контрольные пакеты
акций местных предприятий. Остальному
населению области Балтийская Республика
вряд ли поможет изменить жизнь
к лучшему: даже если ее примут в Евросоюз (что проблематично, учитывая
серьезность существующих в области проблем – экологический кризис,
преступность, наркомания, эпидемия СПИДа и т.п.), это облегчит жизнь только
небольшой прослойке «продвинутых», у кого есть деньги и доступ к «кормушке». Что же касается референдума, то это далеко
не панацея. Во-первых, потому, что на референдум, согласно действующего
законодательства, не могут выноситься вопросы о налогах (а весь сыр-бор, напомню, разгорелся как раз из-за
налогообложения). Во-вторых, как записано в п.2 ст.1 Закона Калининградской
области «Об областном референдуме Калининградской области» вопрос о выходе
области из состава РФ на референдум выноситься не может; преобразовывать
область в республику в составе РФ нет смысла, т.к. по Конституции РФ (ч.4
ст.5) субъекты во взаимоотношениях с федерацией и между собой равны. Поэтому
об особом статусе региона не стоит и
мечтать, особенно сейчас, когда по всей стране идет ударными темпами строительство «прочной вертикали власти».
Неужто Путин снизойдет до того, чтобы
пожаловать Калининграду такие же привилегии, какие его предшественник
позволил иметь Татарстану? Да ни в кои веки, - у того же Татарстана он пытается всеми силами эти привилегии
отнять. Поэтому хватит сотрясать
воздух и лить крокодиловы слезы, пытаясь растрогать Его президентское
величество. Неужели печальный опыт предыдущих поколений ничему не научил?
Неужели Президент, будучи прилежным
учеником своих предшественников (один из которых, кстати, тезка
нынешнего, говорил, что ради
коммунизма для 10 % населения стоит пожертвовать остальными 90 процентами),
откажется от выигрыша в крупной политической игре ради интересов области, население которой – не более 10 %
от численности населения столицы?[4] Поэтому
нужно позаботиться о себе самим. А для этого не лишним было бы вспомнить о
том, как Махатма Ганди безо всякого насилия победил британский империализм и
добился независимости для Индии. Идеи Ганди, названные некоторыми
исследователями «просвещенным анархизмом» – твердость, терпение,
непротивление («сатьяграха») становятся актуальными для нас. Только
самоорганизация населения, состоящего из свободных индивидов, обеспечивающих
себя самостоятельно материальными и духовными благами, предотвратит дальнейшее падение. Не нужно
ждать подачек с барского стола. Народ интересен господам только как
потребитель продукции, реализуемой ин предприятиями, и как электорат во время
выборов. Значит, нужно организовать свою жизнь так, чтобы потребность
обращаться к бюрократам для разрешения каких-либо жизненных вопросов или приобретать у буржуев их товар сводилась к
минимуму. Борьба за интересы
трудящихся – дело рук самих трудящихся. мы
должны учиться выживать в этом мире, - наперекор желанию Системы
уничтожить нас или превратить в послушных зомби. О том, каковы должны
быть отношения между людьми в нормальном человеческом обществе, писал П.А.
Кропоткин в своей книге «Этика»,[5]
правильно понять содержание действующего КзоТа для того, чтобы защитить свои
трудовые права, можно, изучив хотя бы комментарий к нему.[6]
Необходимо изучить Налоговый кодекс, чтобы знать правила игры на финансовом
«поле чудес», чтобы не оказаться в роли Буратино, ибо государство – это кот
Базилио и лиса Алиса одновременно. Нужно учиться «читать между строк», чтобы уметь выискивать крупицы правды в мутных
потоках дезинформации, которые льют на нас правительственные СМИ. Никто не даст нам
избавленья – ни Бог, ни царь и ни герой! Каждый должен помочь себе сам,
стремясь при этом не причинять вреда
ближнему и не оказывать поддержку Системе. P.S. 24 января снова, как и
на митинге против правительственного КзоТа,
представители независимого профсоюза собирали подписи, на этот
раз за то, чтобы в новом КзоТе были
нормы о социальных гарантиях для трудящихся. Кто знает, может быть, хоть у
них что-нибудь получится.. P.P.S. В конце января 2001 г.
губернатор Калининградской области Владимир Егоров посетил в Москву,
встретился с Президентом России
Путиным и добился –таки отмены распоряжения ГТК от 25.12.2000 г. Однако ставки налогов, введенные частью II
Налогового кодекса, продолжают действовать, поэтому цены, заметно выросшие в течение января, ниже не
стали. А в прессе появились
публикации о возможной передаче Калининградской области под юрисдикцию
Германии. За долги... Параноид Игры в «чалочки». Уже много лет во всем мире говорят о так называемой «молодежной политике». Не обошла стороной эта проблема и наш регион. Оптимист возразит: « А в чем, собственно, проблема? Ведь у нас есть Ассоциация молодых избирателей, есть студенческие профсоюзы, есть передачи для молодежи на всех телеканалах и радиостанциях. Наконец, в «Калининградской правде», самом солидном и уважаемом издании нашей области, есть молодежная рубрика – «Галёрка». Может показаться, что такие, на первый взгляд, весомые аргументы верно отражают ситуацию в Калининградской области. Но что мы увидим, если поближе рассмотрим эти явления? Молодежная пресса. Для начала раскроем номер «К.П..», вышедший в пятницу. В «Галерке» мы найдем новости школ города, которые, впрочем, не отличаются новизной и разнообразием. Далее мы найдем рубрику «Брызги видео», которую ведет неутомимый Сергей Дорофеев. Если раньше его рецензии были остроумны, (Что, впрочем , не означало, что Дорофеев - талантливый критик, как и того, что просмотренные им фильмы - шедевры мирового киноискусства) , то сейчас от его ёрничанья устаешь. Иногда Дорофеев сам «садится в калошу». Так, фильм «Брат» он охарактеризовал «крутой фильмец под Сталлоне», на всем протяжении которого герой «мочит бандитов, наркоманов и панков». (Я фильм «Брат» несколько раз смотрел, но убитых панков и наркоманов почему-то не заметил) Когда же вышел фильм «Брат-2», Дорофеев написал на него рецензию в благожелательных тонах. Это объяснимо - другие критики о фильме тоже хорошо написали, а Сергей Дорофеев хочет идти в ногу со временем (т.е. следовать конъюнктуре). Есть в «Калининградской правде» еще один молодой кинокритик – Артем Рыжков. За ним закрепилась слава знатока западного кинематографа и интеллектуала. О его журналистском стиле дает представление цитата из рецензии на фильм «Поле битвы - Земля»: « В последнее время галограмма Джона Траволты заметно активизировалась, особенно с тех пор, как Брюс Уиллис в «Криминальном чтиве» подстрелил ее сидящей на унитазе» (орфография сохранена). Ещё в «Галерке» есть музыкальная рубрика, носящая незатейливое название «Галеркин хит». Судя по тому, что предметом обозрения стали новые альбомы наших родимых поп-звезд , как по ехидному тону заметок, мы можем предположить, что за псевдонимом Алеша Попсович скрывается уже знакомый нам Сергей Дорофеев. Но у «Галерки» был свой «золотой век ». Те, кто подписывался на «К.П.» в 1997-99 годах, наверно, помнят статьи К. Солина. Конечно, в его взглядах было много спорного, но он был настоящим публицистом, не боявшимся высказывать свои убеждения. Достаточно вспомнить его публикации «Надо читать хорошие книги», «Внук капитана и буржуйская дочь», «Время блатных песен». Но его точка зрения, по-видимому, не понравилась редакции. Уже больше года подпись «К. Солин» не появляется на страницах газеты. Его место заняли репортажи с дискотек, вечеринок и местного КВНа. Помимо «Галерки», молодежными изданиями являются: - «Калининградский Молодежный Курьер», представляющий собой приложение к газете «Янтарный край», занимающей прогубернаторскую позицию, - «Новый наблюдатель», местный аналог «Московского Комсомольца ». Телевидение. Начнем обзор с ГТРК «Янтарь», где есть две молодежные программы – «Свежий ветер» (аналог «До 16 и старше») и «Заочное знакомство»(«Любовь с первого взгляда ») . Впрочем, на «Янтаре» есть и свой «Смак», и свои «Спокойной ночи малыши»… А вот выходящая на телеканале «Премьер» передача «Вдребезги» - зрелище самобытное. Делает программу четыре человека - оператор и трое ведущих. Оператора Олега Дружиновича можно назвать человеком с радикальными взглядами - являясь также музыкальным редактором, он использует в качестве звукового ряда композиции «Сектора газа». Ведущие настроены либерально: Жанна Мейлер берет интервью у представителей молодежи (т.е. у профсоюзных деятелей) ; Ольга Полетавкина то с отрешенным видом читает стихи классиков и современников, то играет в куклы под песни Макаревича. О Лене Чаловой разговор отдельный. Похоже, она хочет стать местной Дубовицкой[7]: такя же глупая улыбка, такая же манера поведения. Однако, этим она не ограничивается – Лена пробует себя не только в тележурналистике, но и в местной прессе. Уже упоинавшиеся мной «Школьные новости» составляются неутомимой журналисткой. Стиль тот же, что и во «Вдребезгах»: «Молодцы, школа № .. , хороший детский утренник провели! А школа № … даже этого не могут. Фи!» Но госпожу Чалову волнуют и другие проблемы: однажды она опубликовала на страницах «Калининградская Правда.» отчет о своей поездке в Норвегию. Из него можно узнать, что норвежцы в каждом городе ставят памятники Питеру Пэну (наверно так Лена Пер Гюнта обозвала). Кроме того, недавно она получила водительские права. Этому событию посвящена статья, имеющая подзаголовок «Женщина за рулем лучше, чем мужчина на кухне». Из этого утверждения надо сделать вывод: «Корабельный кок – это катастрофа». Высокое у Лены самомнение. Профсоюзы. Я согласен, что профсоюз являются необходимой для студентов организацией, защищающей его права. Но занимается ли профсоюзы своими прямыми обязанностями? Чтобы узнать это, зайдем в профком КГТУ. Первое впечатление: стены, оклеенные плакатами с надписями «Государству нужны живые специалисты», «Россия без образования - страна дураков». Плакаты были изготовлены в октябре 1998 г, к митингу профсоюзов приуроченному к Всероссийской акции протеста против сокращения социальных льгот для студентов. С тех пор они пылятся на стене кабинета. Много пыли с тех пор наросло. Впечатление второе: бюрократический тон общения с посетителями. Быстро ребята повзрослели – не успели утратить детскую привычку обклеивать стены своими рисунками, но зато почувствовали себя большими начальниками, от которых все зависит. Иногда, в период выборов они активизируются - призывают голосовать за нужного им кандидата, ходят на встречи с ним, причем стараются попасть в объектив телекамеры оператора службы новостей, снимающего мероприятие. Что касается Ассоциации Молодых Избирателей, то я встретился с её активистами 26 марта 2000 г. у избирательного участка. Они удостоверились в том, что я проголосовал, и вручили мне какой- то лотерейный билет, который оказался невыигрышным. Непонятно, что они хотели показать этой акцией? Если они хотели, чтобы молодежь регулярно ходила на выборы, то лучше ли было провести беспроигрышную лотерею? Или вообще не превращать выборы в цирк? Заключение. Такова молодежная политика в Калининградской области. Профсоюзы занимаются решением по большей части своих собственных проблем. Молодежные СМИ занимаются рекламой образа жизни, который «взрослая» власть считает наиболее для себя приемлемым на сегодняшний день. А молодежь мало-помалу приходит к пониманию того, что решать свои проблемы нужно самим, без всякой политики, и идет в неформалы. По-моему, даже отсутствие какой-либо политики лучше, чем современная молодежная политика. Vivat l’anarchie! Последний октябренок Я знаю три слова, три матерных слова На этом словарный запас мой исчерпан Н. Борзов «Три слова» Музыка для Вовы Песня «Три слова» не случайно полюбилась российскому слушателю. Найк Борзов изобразил сатирический портрет нашего современника – человека недалекого, амбициозного, эгоцентричного, обладающего большим самомнением. Как сказал сам автор, это песня о каждом из нас. Мечты Вовы – мечты городского парня, старающегося казаться модным, желающего понравится другим. Однако это лишь одна из ипостасей многоликого образа. Таким Вовой является даже наш президент. «Самым модным» он почувствовал себя тогда, в начале Второй чеченской войны, когда он произнес гневную речь в адрес чеченских сепаратистов, устроивших серию терактов в Москве, смысл которой можно вкратце выразить тремя словами: «Замочу в сортире». Желая оправдаться перед интеллигенцией, Владимир Владимирович на вопрос журналиста о своих музыкальных пристрастиях ответил: «Я люблю популярную классическую музыку. Например, Чайковского». Однако, в своей книге « От первого лица», Путин признается « Я служил в разведке, но Солженицына не читал». Писатель В.П. Астафьев так прокомментировал это заявление: « Это ненормально, но не удивительно. Брежнев тоже ничего не читал и расписывался с трудом. Однако от его имени издавали книги». Вова по своей сути – потребитель, а не производитель. Он требует, чтобы ему обеспечили комфорт, чтобы его развлекали, кормили, любили… Черты потребительского отношения просматриваются в современной российской массовой культуре, скроенной по образу и подобию американской. Примером могут служить модные группы, которые слушает Вова. Земфира. Единственное, что она умеет делать хорошо - петь песни Цоя. Её собственное творчество представляет собой нечто невразумительное. Но следуя заветам легенды русского рэпа Б. Титомира, «пипл хавает».Причем делает он это охотно. Потребителю нравится Земфира – он не пытается понять смысл бессмысленных песен, ему нравится незамысловатая мелодия в стиле “Garbage”, и то, как певица нокаутирует операторов. Танцы Минус. Что касается господина Петкуна (далее - П…н), то удивительно как он умудряется вы…ваться (иначе не назовешь) перед журналистами. Чтобы не быть голословным, приведу фрагмент интервью, которое он дал «До 16 и старше». Петкун: Вы, журналисты, достали меня своими тупыми вопросами… Журналист: Вы относите себя к флоре или к фауне? (Вопрос на самом деле тупой). П…н: Конечно к фауне. Флора – это растения, животные. А фауна –то что может развиваться, т.е. мы, человечество, которые построили паровые машины, двигатели и (звуковой сигнал) всю поверхность планеты. (Еще более тупой ответ с точки зрения всякого, кто знаком хотя бы со школьным курсом биологии) Ж: К какому стилю относится ваше творчество? Вот Лагутенко вспомнил о глэм-роке.. П…н: Да у нас вообще, никто никакой стиль не играл. Музыканты (звуковой сигнал) музыку западных групп, или подсознательно сочиняют под впечатлением от нее, и думают, что это их музыка. Но сейчас есть молодежь – дети 8-10 лет, которая бродит по Интернету, говорит на всех языках - дети мира. Через 8 - 10 лет они создадут свою музыку, и Запад взвоет от досады.. Судя по ответам, по уровню культуры П…ун недалеко ушел от обезьяны, приглашенной на презентацию его альбома. К тому же их внешнее сходство подчеркивали синие очки на лице П…уна. Хотел новомодный кумир показаться умнее других, а получилось наоборот. Ну что с него взять? Что Вова, что Слава – что в лоб, что по лбу.. Сплин. Когда-то критики назвали группу последними представителями ленинградского рока. Но «Сплин» оказался последней по качеству. Душещипательным «Выхода нет» и «Орбит без сахара» далеко до творчества групп 80-х годов. Если тогда музыкантов интересовали как личные, так и социальные проблемы, то круг интересов Васильева гораздо уже. Он то о том, как хорошо проснутся в одной постели, то о студентке, которая «хотела даже повесится, но Институт, экзамены, сессия…. » Такие цитаты надо на фасадах всех Вузов вешать. Впрочем, озабоченность А. Васильева не знает границ. Недавно он заявил, что на концертах и артисты, и зрители должны быть без одежды. Как известно, у кого что болит, тот о том и говорит. Все эти, на первый взгляд, непохожие друг на друга группы (а также «Мультфильмы», «Би-2» и многие другие) характеризуются общими чертами: 1) В их творчестве глубина содержания заменена вычурными фразами, типа: «И не рыбы вместо рыб будут плавать там» или « Чужие звезды светят нам, но лично мне, на звезды наплевать… » . Звучат эти строчки громко, но в то же время нелепо. Основная мысль этих песен – «Я буду любить тебя вечно» неоригинальна. 2) Большинство из вышеперечисленных деятелей коммерческой культуры часто прибегают к эпатажным выходкам, словно желая доказать публике: « Вы – козлы, а мы круче вас!». Однако этот снобизм доказывает, что они ничем не лучше обывателей. Послушает Вова «CD модной группы», посмотрит фильм «Брат-2», вкусно пообедает – и его не будут волновать никакие проблемы, кроме своих личных. А нашему руководству это только и нужно – воспитать поколение граждан с низкими культурными запросами, которыми можно легко управлять. Хочет народ хлеба и зрелищ – государство обеспечит граждан продовольствием и так называемой «массовой культурой», лишь бы ему не мешали. И все будут счастливы…[8] М.Балалайкин Новый виток спирали В начале декабря 2000 г. на канале РТР показали фильм «Брат-2». По поводу нового творения А,Балабанова шумиха началась еще год назад, когда фильм еще смонтирован не был. Потом, весной, когда фильм запустили в массовый прокат, стали раскручивать звучащие в нем песни. Из окошка каждого киоска «Аудио-видео» на покупателя глядела троица «Сухоруков-Бодров-Маковецкий». По радио каждый вечер крутили «Би-2». Этого «Полковника» истрепали частым проигрыванием, что у меня возникло желание выйти на площадь с плакатом «Напишите полковнику!». Кстати, о саунд-треках и хитах. Вы знаете, как песня становится «популярной»? она проходит несколько этапов, чтобы стать хитом: 1. Один раз поставили – кому-то понравилось. 2. Поставили еще раз – на радиостанцию пришла заявка. 3. Народ рад – по радио хорошую песню поставили. 4. Песню передают каждый день. 5. Народ недоволен: «Сколько раз можно одно и то же передавать». 6. Песню передают все реже и реже. 7. Песню передают очень редко, для ностальгирующих меломалов (между 4-й и 5-й стадиями можно добавить: «Песню поют у костров, песня слышна из всех раскрытых окон, но это по сути дела не меняет). Так вот... Все вокруг, если разговор велся о кино, говорили только о «Брате-2». - Помнишь, как Данила этих ниггеров! - А помнишь, как братан всю братву из пулемета? Успех фильма был равен, наверное, успеху «Рэмбо» или «Терминатора» на рубеже 1980-х – 90-х гг. Любопытная деталь: многие, кто смотрел «Брат –2» на кассетах, не смотрели «Брат» (первый фильм). Этим и объясняется дикий восторг от батальных сцен. Все думали: «А говорят, наши боевики снимать не умеют... Не хуже американцев! А может, и круче! Это же все наше, родное!» Фильм становился все более и более культовым. На университетских партах появились цитаты: «Я узнал, что у меня есть огромная семья». Мои друзья напевали на переменах песню «Аукцыона» «Долгая дорога никуда». Все б хорошо, только... Посмотрев фильм, я понял, что до первой части «Брату-2» далеко, как до Луны. Фильм «Брат» рассказывал о парне, вернувшемся с войны, который не смог найти места в мирной жизни, и пошел помогать брату. Он привык убивать, поэтому не испытывает жалости к чеченцу, которого он убил на рынке, к телохранителям, постившимся за ним в погоню, к бандитам на лестничной площадке, которые хотели убрать случайного свидетеля. Но Данила остался человеком – он помогает немцу, помогает наркоманке-тусовщице, помогает звукооператору, помогает брату... Одним словом, забываешь, что данила – киллер, к герою проникаешься сочувствием. Зрителю приятно, что он борется с врагами, защищая при этом слабых, обделенных жизнью людей. Приятно, что в его плеере звучат песни Бутусова, а не «Блестящих» и «Отпетых мошенников». Данила Багров – настоящий герой, а не выдуманный фантазией какого-нибудь сценариста преуспевающий бизнесмен, успевающий и налоги заплатить, и благотворительностью заниматься, уделять внимание совей семье и активно участвовать в спортивной жизни (слава Богу, фильмов о таких «героях» мало). Нельзя назвать героями нашего времени персонажей фильма «Страна глухих» – нелепого творения сценариста Р.Литвиновой. «Брат» стоит в ряду таких фильмов, как «Кто, если не мы?», «День полнолуния» и «Блокпост» – фильмов, не похожих друг на друга, но одинаково правдивых, объективно освещающих действительность. Их герои взяты из жизни и потому вызывают сопереживание. «Брат-2» к этой категории не относится. Балабанов, наверное, подумал, что успех первой части вызван тем, что главный герой близок и понятен всем слоям общества - богатым и бедным, хиппанам, панкам, металлистам – и гопникам... Поэтому Данила должен понравиться народу еще больше, после того, как люди посмотрят «Брат-2». А тут как раз ситуация и ситуация подходящая: в 1999 г. американцы бомбили Югославию. Средства массовой информации впервые за 10 лет стали осуждать политику США. Люди сочувствуют братьям-славянам, но помочь ничем не могут. Кто же отомстит проклятым янки. Как кто? Народный герой! А такой у нас есть! Вот и поехал Данила Багров в Америку порядок наводить. Правда, мстит он не за сербов, а за убитого мафией друга, - но ничего, сойдет. Год спустя после войны в Югославии в России появился новый президент, который стал бороться с олигархами. А всемирные олигархи – наши враги. Они же клевещут на нашего президента, распуская гнусные сплетни о том, что полет на самолете и погружение на подлодке «Курск» (весной 2000 г., за несколько месяцев до трагедии) – это показуха и демагогия. К ногтю их всех, к ногтю! (Тут, правда, Данила Багров мягкотелость проявил – героя Маковецкого пожалел. А надо бы его пристрелить – как олигарха...) К тому же молодежь все больше интересуется интересуется радикальными идеями. Почему молодежь не любит негров? Мы им помогаем, а они с нашими девушками... Еще хотят, чтобы мы их пошлый рэп слушали. Да еще хохлы понаехали. Русскому человеку подшабашить негде. Поэтому обыватель радуется, смотря на то, как Данила штабелями укладывает из кустарного обреза негров на лестнице, а Багров-старший разряжает всю обойму в лежащего на полу общественного туалета украинского «братка». Взбудораженный зритель уже не понимает, зачем Данила расстреливает персонал чикагского рок-клуба - простых людей, которые не виновны в том, что их босс – мафиози. В конечном итоге на смену жесткому, но все же человечному фильму «Брат» пришел «Брат-2» - откровенно шовинистический боевик, собирающий большой кассовый сбор. Вот какое получается современное понимание патриотизма и гуманизма по-русски: оказался в руках пистолет – замочи чечена (хохла, еврея, негра, американца – список можно продолжать до бесконечности). Чего их жалеть – они твои враги, а следовательно – враги государства, которое заботится о тебе как никто другой: повышает зарплату, которую ты не видишь месяцами, а то и годами, обещает обеспечить тебя работой на условиях, которые после принятия правительственного Трудового кодекса, будут напоминать рабство... Скоро, наверное, выйдет «Брат-3» – саунд-трек уже есть в продаже (если, конечно, это не жульничество, что вполне возможно). Я не знаю, кого там будет мочить Данила, знаю только, что, скорее всего, этот фильм будет выгоден всем: правительству, «интеллектуальной элите», «золотой молодежи», «патриотам», обывателям, торговцам видеокассетами и воротилам шоу-бизнеса. Одни делают деньги, делают деньги, другие вешат лапшу на уши, третьи будут помогать первым двум, а народ будет покупать кассеты и верить обещаниям государства. К сожалению, так было всегда... Хотя, может быть, будет наоборот. «Патриотизм» выйдет из моды, как в начале 1990-х, когда все уверовали в «демократию», «открытое общество», хот-доги, сникерсы и то, что борьба «Кока-Колы» с «Пепси-Колой» важнее борьбы добра со злом. Мы находимся на новом витке спирали: сейчас пытаются восстановить дружбу с потерянными союзниками, противостоять Америке, ограничить свободу слова (усилить цензуру). И в то же время из «патриотических» побуждений («стране нужны деньги») в Россию ввозят радиоактивные отходы, отравляющие недра, воду, воздух. В последнее время у меня перед глазами часто стоит такая картина, нарисованная моим воображением: бескрайние, безжизненные просторы; лишенная растительности почва; водоемы, в которых нет жизни. Затянутое тяжелыми облаками свинцовое небо. И мелкий радиоактивный снег, падающий на землю. Русское поле экспериментов... В современном российском кинематографе есть еще одна тенденция – снимать приторно-сладкие мелодрамы. Особенно преуспел в этом господин Д.Астрахан. он, вместе со сценаристом О.Даниловым создал целую галерею таких «шедевров», основная сюжетная линия которых сводится обычно к следующему: в уездный город приезжает богатей и хочет построить капиталистический рай в отдельно взятом районе, но местное население из патриотических побуждений посылает его на... Сериал «Граница» из той же серии, только вместо любования серостью будней здесь присутствует идеализация прошлого. Обидно, что такой режиссер, как Митта, снимает сериал, де капитан погранвойск носит на голове белогвардейскую фуражку (а действие фильма происходит в 1978 г.), жена офицера, лет двадцать не державшая в руках карт, внезапно обыгрывает матерых шулеров... Ильф и Петров, писавшие очерки об америке 1930-х гг., такие вещи называли просто и ясно – халтура![9] С тех пор мало что изменилось. Наши руководители успешно применяют принципы, известные еще со времен римской империи: «Хлеба и зрелищ». Хлеба мало, но он пока есть, зато зрелищ – навалом. Эти зрелища народу по душе – «врубаться» в них не надо, все просто и понятно. А когда одно зрелище набьет оскомину, его заменят новой «интеллектуальной жвачкой». Придумают новые «концепции развития общества» (т.е. идеологию), новых героев, ее воплощающих, новые способы дурить обывателей. Все будет как раньше. А с экранов телевизоров, из репродукторов и с полос газет нам будут внушать, что это – прогресс, новый виток спирали в развитии цивилизации, новый этап на пути к процветанию. И все будут в это верить. М.Балалайкин О фестивале «калининград
in Rock- 2000» В
конце августа 2000 г. произошло
главное событие музыкальной жизни города – VII традиционный
рок-фестиваль. Я не хочу плохо говорить о музыкальных конкурсах, проводимых
филармонией или других подобных мероприятиях, например, «Бахослужении», но
следует признать, что самым массовым мероприятием был «Калининград in Rock».
Время и место проведения, также
свободный вход обеспечивают ему
преимущество и перед «Штурм-шоу», и уж тем более – перед концертами,
проводимыми на «Вагонке», в ДКМ, «России», «универсале»,
«Доме искусств», не говоря о ДКБТ,[10]
где кроме вечеров «Кому за..», проповедей заезжих миссионеров и выступлений детских художественных кружков ничего
не происходит. Нынешний
фестиваль поразил двумя эпизодами: 1)
агитацией за губернатора Горбенко, которую вели двое ведущих, один из
которых прямо таки лез из кожи вон, лишь бы понравиться публике, напялив на
себя растаманский берет, другой при ближайшем рассмотрении оказался
подстриженным Андреем феоктистовым[11],
облаченным в пиджак, что выглядело (со стороны зрителей) весьма жалким
зрелищем. В ответ на произносимые со сцены призывы отблагодарить «дорогого
губернатора» организаторы видели
поднятые вверх средние пальцы рук, что сопровождалось громкими криками
презрения, ненормативной лексикой на языках народов Европы и громким свистом.
Особенно бурную реакцию вызвал истошный вопль Феоктистова «С нами Бог и
губернатор Горбенко». Андрей Вячеславович огрызнулся: «Да мы тут за вас жопу рвем. Фестиваль может продолжится еще
три дня, а может и ни хера. Может, в будущем году он не состоится». Но его
уже почти никто не слушал: перед этим закончила выступление группа «Комитет
охраны тепла», после которой были объявлены «Гитары Стерео», но несмотря на
это публика упорно пыталась вызвать «К.О.Т.» на бис и скандировала
«Комитет!!...Комитет!!!». Утихомирить публику Феоктистову удалось ценой
неимоверных усилий. 2)
Другим сюрпризом явились благожелательные рецензии в «Калининградской
правде», в прошлые годы писавшей исключительно о траве, усеянной шприцами,
громкой музыке, мешавшей пенсионерам, скандальных выступлениях “Hierarchy”
, в ходе которых лидер этой группы Сократ снимал штаны и «показывал все».
После всех вышеперечисленных ужасов, напоминающих репортажи «Московского
комсомольца» и «Комсомольской правды» с московских рок-концертов конца 80х
гг., следовало резюме какого-нибудь Ржевского или мальцевой[12],
типа «..лучше бы вы на «Машину времени» пошли, потому что там музыка лучше».
В это году газета уделила фестивалю
целую полосу + 1 колонку. Оценки
давались обтекаемые. Очевидное достоинство публикации – в том, что в ней было
представлено 2 мнения - директора «Вагонки» В.Александрова, полившего грязью “Funnycraft” и “PushKing”
за то, что они «не модные и отсталые», восхитившегося «Гитары Стерео» и
«Лондон-Париж», потому что они «модные»; и неизвестного читателя, бывшего в
своих оценках более аргументированным, и, следовательно, более объективным. Мой
взгляд на фестиваль диаметрально
противоположен точке зрения крутого шоумена Александрова, отличается и
от взгляда неизвестного читателя. День первый. Из-за технических накладок фестиваль начался
только в 16-00. Вместо раскрученных «Калининградской правдой» «У-Вэй»
выступили «Анины крабы». Запомнилась песня «Улетаю» - аналог пресловутому
хиту Линды «Я – ворона». В газете «Крабов» сравнивали с «Чичериной», но,
по-моему, этой мартышкообразной знаменитости далеко до калининградской группы
(и тем более – до «Маши и медведей»). Далее
выступила группа «Зеркало», у которой лучшей оказалась последняя композиция –
«Асфальтовый блюз». Оригинальным было выступление «Декабря» (песня «Глупый
шут»), однако песня «Птица» все испортила – похоже, ребята решили сделать
песню «Наутилуса Помпилиуса» «Одинокая птица» более простой и понятной,
однако получилось нечто безликое и подражательное. Затем
наступил главный облом фестиваля. Было объявлено о выступлении литовской
группы «Black day». Толпа металлистов быстро подтянулась к
сцене в надежде услышать «pagan-gothic-folk-black- metal», или по меньшей мере «грэнж»,
но при появлении музыкантов – трех рейверов в прикиде «кислотных» цветов
разочарованно удалились назад («Requiem»,[13]
объявленный в программе, так и не появился). В
этот момент мы заметили на поляне знакомых людей: лидера группы «Abdication» макса, его тезку,
работающего в кафе «Солянка», и нашего общего знакомого Кузю (известен как
поклонник группы «кино» и автор
инструментальной пьесы для гитары «Застольная»); с ними были также Данила,
Санек и некто «Кислотник». Кузьмич был уже «под градусом». При появлении
группы из Советска «Роза ветров» он крикнул: «Вон со сцены, дура!» (это
адресовалось вокалистке). Впоследствии он так мотивировал свой поступок: «Да
видел я в прошлом году ее концерт. Пела про цветочки, птичек всяких там. Про
путника какого-то. Фигня, одним словом!» Хотя, по-моему, Кузя, ты не прав. Не
такая уж плохая группа. Их «Колыбельная» на колыбельную, конечно, мало
похожа, но по сравнению с черняховской «Terra incognita»
эта группа из Советска лучше. Далее
выступили гости из Новгорода – группа «АПМ», - пожалуй, одна из самых лучших
групп фестиваля. К сожалению, публика их не оценила должным образом –
фолк-рок у нас не моден, а имена А.Башлачева и Д.Ревякина известны узкому
кругу любителей. Большинство зрителей ходят на представления, подобные
описываемому фестивалю ради того, чтобы послушать «модную группу», поорать,
помахать зажигалкой под музыку, если не для того, чтобы попить пивка, запить
его водкой, проблеваться на газон, попытаться вылезть на сцену, потом, в
невменяемом состоянии вернуться домой и там долго вспоминать, «..что это было
вчера?..» Но
вернемся к «АПМ». Работают музыканты профессинально, поют с душой. Я бы купил
их кассету ради одной только песни «Возле трех дорог». Они такие же патриоты
родного края, как “Twangste” – даже в песнях есть
много общих тем, несмотря на разницу в стиле. Ведь главное – основная мысль. Вслед
за ними выступила группа «Рас – клад» с пересказом книги пророка Исайи.
Хорошо, что они обратились к библейским темам, но в прошлом году их программа
была лучше. Достаточно вспомнить «Пыль Вавилона», «Сон растамана» или «Армию солнца». Ближе к сумеркам появились «X- love»
– «мумий Тролль» из пос. им.
А.Космодемьянского, затем целый час играл «Лондон-Париж». К сожалению, эту
группу погубила конъюнктура, заставившая сменить непонятное большинству
название. Не лучше ли было просто перевести “No man’s land” как «Безлюдная страна»? Впрочем, не в названии
дело. После «Слез Жанет» они ничего лучшего не написали, зато приобрели
популярность. Зрители из задних рядов с трудом видели сцену из-за поднятых
фанатами «Лондон-Париж» зонтов (начался дождь). Раздавались крики: «Уберите
зонты!» (как вы, наверное, догадались, основную массу поклонников «Л.П.»
составляет «продвинутая» молодежь). На сцене стоял туман, из которого
выпрыгивали музыканты в блестящих
костюмах. По-моему, спецэффекты в выступлении играли большую роль, чем
музыка.
Многие, если не
все, ждали «Комитет
охраны тепла». Хотя
днём были слышны
разговоры « «К.О.Т.» -
фигня, вот «Гитары Стерео» еще
можно слушать».
«Комитет охраны тепла»
порадовал зрителей песней
«Злой дровосек». Основатели русского регги смотрелись достойно. После их
выступления не хотелось
слушать слащавого Глеба
Ильюшу, которого почему-то
считают самым талантливым калининградским
музыкантом. Не потому ли,
что он уехал
в Москву? Кроме
того, «Гитары Стерео»,
«Лондон Париж» и «Дирижабль» именуются «романтиками». Этот
ярлык им наклеили
местные журналисты, для
которых наивысшим воплощением романтизма на земле
калининградской является если
не ресторан «Валенсия», то уж «Ольштын»
точно. «Там полумрак
такой красивый. «Романтика, блин!» Но романтика
совсем не то, что они
за нее принимают. День второй. На
фестиваль мы пришли и 16.00 - выступала
группа «Dixi». Лучшей
оказалась песня «Я объявляю войну». Остальное –
фрагменты из произведений Грига и Вивальди, неизвестно по какой
причине исполняемые (наверно,
для повышеия культурного уровня публики), а так же песни с нелепыми текстами, например,
«Зверь», которого «не страшит ураган». Автором текстов является
директор одного детско-юношеского клуба. Иногда получается неплохо, но чаще – как
всегда. Далее
на сцене появилась черняховская команда
«Пленных не брать», бывшая
лидером хит-парада «Радио Бас»
(хит-парад так себе, группа
намного интересней). Гвоздём стала песня «Отказала», написанная
под несомненным влиянием «Короля
и шута».
Потом на сцене выступали группы, играющие
хард-кор. Исключение составили
«ТТ-34» со своими
«Тамагошами». «VX» спели
«Человека в коробке» - то ли
Реваз Пичхадзе любит
читать Чехова, то ли
помнит песню «00 Guns»
«Взаперти». «Funny Craft» выступили со
старой программой
(«Мистер № 6»). «Дай пистолет»
были интереснее, чем
в прошлом году. Запомнилась песня «Врут» -
одна из немногих на фестивале
политических песен. «Boom»
со свойственным им
максимализмом разгромили попсовиков в своей композиции «Силикон». Затем на сцену вышла
группа «Т. O. L.». В
память врезалась строчка: «Радио – тоже продажная девка, несмотря на то, что оно
среднего рода». Другие песни
(«Воздух») – конъюнктура. Если песню надо
было посвятить памяти экипажа
подводной лодки «Курск», то
по-моему, лучшим решением
стало бы бутусовское «Дыхание».
Вместо «Короля и
шута» на сцену
вышли директор группы
и скрипачка, объяснившие, что из-за женитьбы Поручика
приезд группы переносится на следующий год.
Спустя минуту Феоктистов сообщил
о смерти скрипача «ДДТ»
Никиты Зайцева. Эту
печальную новость публика встретила
сочувственно, за исключением пьяного выкрика
«Ну и слава богу!».
Вечер второго дня
завершился выступлением питерских
групп. «Пилот» спел «Спроси об этом белый снег» и
«Альтернативный Новый год» (Группа хорошая, но до
«Короля и шута» далеко). Самыми
желанными гостями оказались
«Кирпичи», исполнившие «Я обещаю вам работу» и «Про деньги». Уходит время – вокруг все то же Но только хуже, но только гаже Все та же тупость, все та же серость А там где иначе – так далеко О.Ивановский,
«Так далеко»
Я никогда не поверю в
перемену погоды.. пятое декабря. День Сталинской конституции, которую когда-то называли самой гуманной и демократической конституцией в мире. Через неделю будет День Ельцинской Конституции, которая в первые годы действия удостоилась аналогичных эпитетов. Сейчас стало модным ее критиковать, назвать ее нормы, гарантирующие права личности, утопическими, предлагать новые ответы на «четвертый вечный вопрос русской интеллигенции» – «Как нам обустроить Россию?»[14] - как правило, все сводится к необходимости принятия новой Конституции. Тут сразу на ум приходят высказывания Петра I и Аристотеля: первый говорил «всуе законы писать, кои исполняться не будут», второй что-то сказал о том, что законы должны соответствовать сложившимся в обществе отношениям (экономике, морали и т.п.). Это к тому что каковы общество и государства, такова должна быть и Конституция. А государство нынче строит «вертикаль власти», что в государственно-правовую модель, построенную Конституцией 1993 года, не вписывается. А поскольку у Президента срок полномочий – только четыре года с правом продления еще на четыре, то нужно поторопиться «построить дом и посадить дерево». Тут некогда ждать, когда правосознание народа созреет до понимания истин, заложенных в Конституции. Нужно строить памятник своей государственной деятельности. Все вышеприведенные «размышлизмы» – не более чем попытка понять, какую роль играет конституция в жизни российского общества, и чем эта роль отличается от аналогичной в других странах. Для этого нужно немного углубиться в историю. Итак, 5 декабря 1936 г. после полугодового всенародного обсуждения VIII Чрезвычайным Съездом Советов СССР была принята Конституция СССР. Народ, как писали газеты того времени и учебники по истории до 1990-х гг., ликовал. И было отчего. Как же, гарантировано право на труд (ст.118), право на отдых (ст.119), право на образование (ст.121), неприкосновенность жилища и тайна переписки (ст.128). Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора (ст.127). Читая сие, можно представить Советскую Россию при Сталине неким царством демократии и справедливости, можно сказать - «Град Божий на земле». Чтобы узнать, что же творилось тогда в действительности, нужно взять «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына или спросить у немногочисленных живых свидетелях, особенно у тех, кто был тогда уже в зрелом возрасте, - что творилось в те годы. Если же эти источники сведений кажутся не вполне достоверными, можно, внимательно прочитав текст Сталинской Конституции (а там, например, есть статья 12, где сказано, что труд является обязанностью). И в развитие этих самых конституционных норм Совет народных комиссаров в конце 1930 гг. принимает постановление, согласно которому самовольный уход с рабочего места объявлялся уголовным преступлением. А еще были Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении ответственности за хищение государственной и общественной собственности» от 07.08.1932 г., прозванный в народе «Указом о колосках» (потому что по этому указу за собирание оставшихся после уборки зерна на колхозном поле колосков могли посадить на десять лет), Положение о паспортной системе 1932 г., фактически реанимировавшее в России крепостное право, Особые совещания НКВД, которые, не будучи судебными органами, могли приговорить человека к лишению свободы сроком до 10 лет. Конституция РФ 1993 г. Статья 52 гарантирует возмещение за счет государства вреда, причиненного преступлением – за семь лет ничего реального сделано не было; статья 51 – «Никто не обязан свидетельствовать против себя и своих близких родственников» – и это не препятствует применению пыток, которые, как точно подметили участники правозащитной радиопередачи «Облака» от 26.01.2001 г., в разных частях страны настолько одинаковы в методике, что складывается впечатление, будто их изучают на курсах повышения квалификации. Для того, чтобы взглянуть на эту проблему всесторонне, возъмем в руки какой-нибудь современный учебник по конституционному праву России. Например, под редакцией Козловой и Кутафина. Он, прежде всего, один из самых массовых, к тому же Кутафин – ректор Московской Государственной Юридической Академии, крупнейшего высшего юридического учебного заведения в стране.[15] После прочтения первых глав этого учебника приходится констатировать, что процентов на 90 он состоит из дифирамбов в адрес действующей Конституции (о предшествующих Конституциях говорится в негативном свете, они названы «фиктивными»)[16]. О существующих несоответствиях между конституционными нормами и реальной жизнью свидетельствуют, в частности, такие примеры: в Москве, вопреки ч.1 ст.27 Конституции РФ и Закону РФ «О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в РФ», фактически действует разрешительная система прописки для иногородних, отмененная Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 Несмотря на то, что Постановлением Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы, от 4 апреля 1996 г., был признаны не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 27 (часть 1), 55 (часть 3) и 57; пункт 1 Порядка рассмотрения вопросов прописки (регистрации) граждан, прибывающих на жительство в г.Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности, в Москве мало что изменилось. Все так же возле вокзалов и вестибюлей станций метро дежурят группы «полицаев» с автоматами и вылавливают из толпы иногородних. Тех, у кого не окажется, помимо общегражданского паспорта, московского «аусвайса», принуждают платить штраф с перспективой три часа провести в дежурной части, куда полицаи на вполне законных основаниях вправе доставлять задержанных, либо, что гораздо чаще, «по-братски» договариваются (т.е. остановленный ими нарушитель незаметно передает требуемую сумму одному из «служителей закона», и тот возвращает отобранные документы.[17] Известны примеры, когда высшими органами государственной власти РФ принимались решения, противоречащие Конституции и
ставящие под угрозу соблюдение неотъемлемых прав граждан (так, Постановление
Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности п.2 ст.855 ГК
РФ и ч.6 ст.15 Закона РФ "Об
основах налоговой системы в РФ" в связи с запросом Президиума Верховного Суда РФ" от 23 декабря
1997 г., которым были признаны не
соответствующими п.1 ст.19 Конституции РФ положения п.2 ст.855 ГК РФ,
устанавливающие преимущественное удовлетворение требований по оплате труда
перед обязательствами по налоговым платежам при списании денежных средств со
счета клиента банка в бесспорном порядке. Как отметил в своем Особом мнении
судья Конституционного Суда
А.Л.Кононов, данные положения
согласуются с конституционным приоритетом прав и свобод
человека (ст.2 и 37 Конституции), соотносится и с международно-правовыми
стандартами (Конвенция Международной
организации труда N 95 1952 года об охране
заработной платы).[18]
Принимая это постановление, Конституционный Суда проигнорировал также ст.18 Конституции РФ, устанавливающей,
что права и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими,
определяют смысл, содержание и
применение законов,
деятельность законодательной и
исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием, - т.е. орган государственной власти, призванный
осуществлять контроль за соблюдением
Конституции РФ в законодательной сфере, разрешая коллизию правовых норм, отдал предпочтение нормам, более
выгодным государству с финансовой точки зрения, поставив тем самым под угрозу
несоблюдения одно из важнейших прав человека и гражданина -
право на вознаграждение за труд). В «перестроечное» время советский опыт конституционализма подвергался жесткой критике. Безусловно, статья 6 в Конституции СССР 1977 г., в соответствии с которой Коммунистическая партия была «руководящей и направляющей силой» (по сути, закреплялась идеологическая монополия коммунистов), не соответствовала международным нормам о гражданских и политических правах. Конституция не имела прямого действия, и поэтому многие нормативные акты существенно ограничивали закрепленные в ней права граждан. Однако новая конституция в части декларативности норм, закрепляющих личные права человека и гражданина, мало уступает старой (декларативность состоит, в первую очередь, в том, что реальная жизнь мало соответствует конституционному идеалу). Если в «тоталитарном СССР» из Москвы высылали за 101-й километр «антиобщественные элементы», то в «демократической России» в той же Москве иногородние дети и подростки помещаются на основании постановления судьи в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей на срок от 15 до 30 суток только за то, что находились в Москве без регистрации, бродили по железнодорожным путям, курили в общественном транспорте, собирали пустые бутылки и т.п.[19] Вот так судебная власть соблюдает статью 120 Конституции Рф, согласно которой судьи подчиняются только Конституции и федеральному закону, и этот самый федеральный закон (в данном случае – это ст.32 КоАП РСФСР, в соответствии с которой административный арест устанавливается и применяется в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток)[20]. Говорить об этом более нет смысла – на эту тему и так написано немало. Ментовский террор при попустительство судей и прокуроров – вот реальность сегодняшней России. Впрочем, все идет к тому, что антиномия «конституционный идеал – реальное государство» будет в скором времени преодолена «сверху». Дискуссии о пересмотре Конституции активно ведутся в последнее время. В качестве примера можно привести дискуссию на страницах журнала «Российская юстиция» (№ 2 за 2000 г.), в ходе которой большинство участников высказались за пересмотр Конституции (и предложили, в частности, заменить прямые президентские выборы парламентской процедурой).[21] Скорее всего, Конституцию перепишут в угоду новому президенту, и узаконят существующее положение вещей. Если в начале 1990-х гг., когда проект нынешней Конституции только готовился, об академике Сахарове говорили исключительно как о пламенном борце за права человека и «отце русской демократии», то сейчас начинают говорить в лучшем случае как о чудаке, причем если коммунисты вместе с новоявленными черносотенцами и раньше отзывались о нем не лучшим образом (а иногда и просто называли «агентом влияния») – но такие мнения высказывались исключительно в партийных изданиях вроде «Советской России» или «Завтра», - то сейчас академика критикуют уже и в научных изданиях. Так, например, прокурор Н.Китаев пишет в журнале «Законность», что Сахаров, выступая за отмену смертной казни, глубоко заблуждался, поскольку, не будучи юристом, он не мог объективно судить о правомерности применения смертной казни, т.к., дескать, его доводы о необходимости ее отмены основаны на письмах родственников осужденных, которые намеренно ввели его в заблуждение.[22] Свидетельством тому, что власть никогда не воспринимала конституционные нормы всерьез, является п.2 ст.13 Конституции, гласящий, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Несмотря на это, на протяжении целого десятилетия ведется поиск «национальной идеи». В середине 1990-х гг. готовые рецепты таких идей публиковала «Российская газета» - печатный орган Правительства РФ. Сейчас – серьезные издания, претендующие на научность. Так, в журнале «Законность» в 1999 г. (№ 11) появилась статья Н.Азаркина под названием «Идеология и государство». Первые три страницы ее посвящены дискуссии о целесообразности выноса тела Ленина из мавзолея (автор считает это святотатством), далее говорится о том, что существующие между современными государствами противоречия принципиально неразрешимы с рациональной точки зрения, и вообще, каждое государство должно иметь национальную идеологию: либо мещанскую, как в малых государствах Европы и Германии, либо державную, как в США, франции или дореволюционной России. В конце сделан вывод, что «Государство без идеологии напоминает корабль без компаса, плывущий к маяку по воле рока». Поэтому России необходима идеология – либо державная, либо (что менее предпочтительно) – мещанская.[23] Приведенный пример показывает, что мы вернулись туда же, откуда начинали свой путь к «светлому храму демократии» – к общеобязательной идеологии, с той только разницей, что теперь она называется не «построение развитого социализма» а «великая Россия». Конечно, мне могут возразить: мол, в России опыт построения правового государства незначителен, он измеряется всего несколькими годами, не то что в Европе или США, где опыт конституционализма насчитывает несколько веков. Однако нужно принять во внимание одно обстоятельство: в Соединенных Штатах Америки, которые апологеты буржуазной демократии чаще всего приводят в качестве примера правового государства, опыт которого нужно внедрять везде и всюду, в 16 штатах из 50 смертная казнь может применяться к детям, начиная с 7 лет.[24] (и это при том, что Международный пакт о гражданских и политических правах[25] (п.5 ст.6) запрещает применять смертную казнь за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет) Вывод напрашивается такой – Конституция всегда использовалась властями предержащими как ширма для оправдания высокими идеями своих грязных дел. Снаружи конституционное государство выглядит «светлым храмом демократии», но это лишь красивый фасад, за которым скрывается концлагерь.
P.S. Добавить к сказанному нечего. Кроме банальной мысли «Не все то золото, что блестит». Это я о том, что за блестящим конституционным фасадом очень часто может скрываться обыкновенный фашизм. Параноид Всякий, кто желает
изменить мир, должен вначале изменить самого
себя! Манифест
общественного движения «Анархисты-пацифисты
за альтернативную цивилизацию» Жители планеты Земля! Современная
цивилизация находится в состоянии перманентного кризиса и семимильными шагами
движется к очередной катастрофе, которая превзойдет по своим масштабам
все беды, выпавшие на долю человечества.
Будет ли это Третья мировая война, глобальная экологическая катастрофа,
пандемия СПИДа или иного, неизвестного доселе заболевания – ясно одно: это
бедствие уничтожит окружающий нас мир, и то, что увидят выжившие,
скорее всего будет похоже на кадры из фантастических фильмов в стиле
«киберпанк». Самым досадным является то обстоятельство, что человечество всей
своей повседневной деятельностью роет себе могилу. Все наверняка помнят ветхозаветную притчу о Вавилонской
башне: люди строили эту башню, вознамерившись стать равными Создателю,
который, разгневавшись, не только разрушил творение рук человеческих, но и смешал языки, в результате чего у
человечества возникли коммуникативные проблемы – люди оказались отброшенными
на более низкую ступень развития. Вся история цивилизации – в сущности та же
Вавилонская башня: нации стремятся к
экономическому и военному превосходству, обыватели стремятся стать
богаче за счет ближнего, чиновники
делают карьеру, «подсиживая» коллег, - идет борьба то ли за выживание то ли за более удобную «экологическую
нишу», обычно (хотя и далеко не
всегда) прикрываемая высокими идеями. И хотя в результатом этой борьбы
гораздо чаще, чем успех, бывает «разбитое корыто», немногие обращают на это
внимание. Лишь в XX веке, выжив во II Мировой войне и
ужаснувшись ее последствиями, человечество сделало попытку одуматься и на
деле, а не на словах претворить в
жизнь идеи великих мыслителей прошлого и современности – так появились
международные акты о правах человека,
в которых эти права не только
продекларированы, но и предусмотрен механизм их защиты; - более того – международное право,
сложившееся за последние пятьдесят лет, основано на принципах мирного
сосуществования государств и разрешения споров исключительно мирными средствами.
Но увы – даже государства, которые самой природой призваны блюсти
законность, нарушают и принципы международного права в
отношениях друг с другом, и свое внутреннее законодательство в отношениях с
лицами, находящимися под их юрисдикцией. К этому добавляются отдельные,
сейчас немногочисленные, голоса, называющие принципы международного права не
соответствующими времени, права и свободы человека – декларативными,
юристы-исследователи приходят к выводу, что современное общество готово
отказаться от части своих гражданских свобод во имя борьбы с преступностью;
что существует тенденция к усилению роли государства, которое все активнее
вторгается в экономику (и не исключено, что будет еще активнее вторгаться и в
другие социальные сферы). А это уже тревожные симптомы – похоже, человечество
начинает забывать ужасы, явленные миру тоталитарными режимами не столь
отдаленного прошлого – политические
монстры уходящего века – взять хотя бы
Гитлера и Сталина – проводили свои чудовищные эксперименты над целыми
народами, прикрываясь лозунгами о светлом будущем, обещая сделать каждого
гражданина счастливым, избавив его от проблем и опасностей сегодняшнего дня,
отбирая при этом свободу выбора и возможность узнать правду о том, что
происходит вокруг. Нетрудно заметить, что сейчас спецслужбы не только супердержав
– России и США, но даже такого скромного государства, как Польша, создают
системы тотального контроля за электронными средствами связи, которые все
большее число людей использует для частной переписки, а также поиска нужной
им информации (не для того ли, чтобы выявлять инакомыслящих и препятствовать
распространению сведений, огласка которых невыгодна государству?). Стоит
упомянуть и строительство «жесткой вертикали власти» в нынешней России.
Неужели никто не видит аналогии с
событиями более чем полувековой давности? А идеи исламских фундаменталистов о «глобальной исламизации»,
стремление правящих кругов США к установлению своей гегемонии во всем мире?
Все это – явления одного порядка, звенья одной цепи. Опасность для человека
таит в себе и технический прогресс, ибо все возрастающая роль всевозможных
машин и систем жизнеобеспечения способны превратить его в некий экспонат
зоологической коллекции, владельцем которой станут компьютеры, интеллект
которых в конце концов сможет
превзойти человеческий.
Итак, современная цивилизация
рискует либо погибнуть быстро - в результате новой мировой войны, либо
превратиться в тоталитарное общество
и погибнуть медленно, захлебнувшись в продуктах своей
жизнедеятельности. Путь к спасению – создание альтернативной цивилизации, в
которой будут устранены факторы,
толкающие нынешнюю цивилизацию к краю пропасти. Человечество уже накопило
достаточно знаний и опыта, чтобы разрешить эту проблему – нужно лишь грамотно
их применить. Альтернативная цивилизация – шанс для самосохранения.
Во имя осуществления этой идеи
мы, анархисты – пацифисты, опираясь на международные акты о правах человека и
гуманистические идеи великих мыслителей, провозглашаем принципы нашего
движения: 1.
Высшими ценностями для каждого
человеческого существа являются способность самостоятельно мыслить и свобода
выбора. Свобода самостоятельно мыслить предполагает право иметь свое
мнение, открыто высказывать его, а
также наличие свободы создания,
поиска, получения и распространения информации. Каждый человек вправе
свободно искать, получать, распространять информацию о предметах и явлениях
окружающего мира. Ограничения свободы поиска информации допустимо лишь тогда,
когда это необходимо в целях охраны личной жизни человека. Ограничение
свободы распространение допустимо лишь в отношении тех сведений, доступ к
которым лиц некомпетентных или имеющих намерение с их помощью причинить вред,
может повлечь тяжелые последствия для значительного числа лиц либо всего
человечества – природные и техногенные катастрофы, массовую гибель людей и
т.п. (в частности – сведения о способах разработки и производства оружия
массового поражения). Свобода выбора предполагает возможность выбирать,
в том числе, убеждения, социальный статус и способы его достижения, образ
поведения в обществе, эстетические
предпочтения, способ удовлетворения своих насущных потребностей
(познавательных, коммуникативных, половых и т.п.), форму брака и т.п. Свобода
выбора – это возможность индивида выбирать социум, в котором он желает жить,
свобода выбора между жизнью в обществе и жизнью вне общества; свобода выбора
формы общения с окружающим миров, свобода выбора формы получения образования.
Естественными ограничениями этих свобод являются внутреннее правосознание
свободной личности, а также обусловленный естественным правом запрет
совершать действия, ставящие целью нарушение прав и свобод другого лица. 2.
Каждый обладает правом на свободное самовыражение путем научного,
технического, литературного и т.п. творчества. Ограничение свободы творчества
не допускается. Допустимы лишь запрет распространения тех результатов
творческой деятельности, использование которых является преступлением против мира и безопасности человечества,
и ограничение распространение тех из них, которые представляют собой
явную угрозу общественной безопасности и нормальному развитию
подрастающего поколения. 3.
Анархист-пацифист признает принципы, закрепленные во Всеобщей Декларации прав
человека, руководствуется гуманистическими идеями и достижениями
науки, в своей деятельности придерживается ненасильственных методов
реализации своих принципов и идей. 4.
Анархист-пацифист не признает над собой господ, начальников, отстаивает права
личности, самоуправление в коллективах и взаимовыгодные договорные отношения
сторон. Анархист-пацифист
противостоит любым формам ограничения
свободы самостоятельно мыслить и свободы выбора, включая, в частности,
наркоманию и тоталитарную идеологию (в т.ч. и официальную пропаганду). 5.
Анархист-пацифист не стремится к успеху,
унижая ближнего. 6.
Стилем одежды и манерами поведения анархист-пацифист стремится не оскорбить
окружающих, а лишь продемонстрировать, что не нуждается в их признании или
одобрении с их стороны. Задачи нашего движения: 1.
Личным примером каждого из анархистов-пацифистов указывать путь, альтернативный гибельному
пути, по которому движется современная потребительская цивилизация. 2.
Защищать свободу каждого искать, получать, распространять информацию
путем свободного распространения информации, необходимой каждому человеку для
выживания в современном обществе, а также оказывать поддержку каждому, кто
обладая такой информацией, желает распространить ее для неопределенного круга
лиц, в ее распространении. Такая поддержка будет оказываться посредством
создания средств массовой информации, в которых будет дана возможность
высказаться каждому, кого не оставляют равнодушными проблемы, разрешение
которых наше движение считает своей целью, а также организации обсуждения
проблем юридического, экономического, социологического и т.п. характера, затрагивающих
каждого человека. Цели
Движения: 1.
Стратегическая: построение Альтернативной цивилизации – общества, в
котором у человека появится реальная возможность ощущать себя свободной
личностью, общества, в процессе жизнедеятельности гармонично вписывающегося в
биосферу планеты Земля. 2.
Тактическая: выжить в недрах агонизирующей современной цивилизации и
заложить основы построения Альтернативной цивилизации, распространив наши
идеи среди неограниченного круга лиц. Иди с нами, если считаешь
наш путь верным! P.S. Если ты не выбросишь сие писание в корзину для
мусора, а внимательно прочитаешь и передашь другому, это будет твоим первым
шагом. Краткий ликбез по
библиографии Для того, чтобы свободно мыслить и беспрепятственно пользоваться своим правом искать, получать и передавать информацию, нужно уметь эту информацию самостоятельно находить. В публичных библиотеках можно раздобыть самые разнообразные сведения, причем совершенно бесплатно. Для того, чтобы быстро найти в библиотеке нужное издание, нужно придерживаться достаточно простых правил. Все издания, отнесенные к различным отраслям знаний, имеют свое библиографическое описание, которое состоит из шифра, авторского знака, сведений об авторах, заголовка, и обозначения места и времени издания. Так, например, экономические науки обозначаются шифром 65, юридические науки – 67, политические –66, философские – 87, и т.д. Например, если нужно прочитать книгу об анархизме, следует взять ящик с шифром 66 «Политические науки», и далее искать «Политические учения» или «История политических учений» (либо ящик 87 «Философские науки» – труды классиков анархизма обычно бывают в разделе об истории философии). Нужную книгу или статью можно отыскать и при помощи алфавитного каталога. Для этого нужно знать фамилию автора или заголовок (хотя бы приблизительно). Если не знаешь ни одного, ни второго, лучше пользоваться систематическим каталогом. В калининградских библиотеках можно найти следующие книги об Анархии: 87.3 (4г) Ш91 Штирнер М. Единственный и его собственность. – Харьков: Основа, 1994. 63.3 (2)5 К83 Кропоткин П.А. Записки революционера. – М.: Мысль, 1990 87.7 К83 Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. – М.: Политиздат, 1991 66.02 (0) А64 Анархия и власть. – М.: Наука, 1992 87 Б19 Бакунин М.А. Философия, социология, политика. – М.: Правда, 1989 (есть ли эта книга в областной или городской библиотеке сейчас, сказать точно не могу)
|
СОЮЗ КАЛИНИНГРАДСКИХ АНАРХИСТОВ СИМПОЗИУМ БЕЗДЕЛЬНИКОВ (ТИПА ГОСТЕВУХА)
КОМПРОМАТ
|
[1] От автора. Эта цитата – куплет из песни Егора Летова «Повезло» (ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, альбом «Все идет по плану») приведена не случайно. Текст этой песни как нельзя более созвучен тому, что творится вокруг нас
[2] От редакции. Компрадорская буржуазия – это лица, которые зарабатывают деньги на вывозе из страны сырьевых ресурсов и ввозе из-за рубежа потребительских товаров
[3] Новые колеса
[4] для справки. 26 марта 2000 г., на президентских выборах, около 60 % избирателей Калининградской области проголосовали за Путина (этот показатель был одним из самых высоких по Российской Федерации). Как говорится, за что боролись, на то и напоролись
[5] Кропоткин П.А. Этика. – М.: Политиздат, 1991
[6] см. напр.: Комментарий Кзот РФ /Под ред. Ю.П.Орловского. – М.: БЕК, 1997; то же, под ред. В.И.Шкатуллы. – М., 1998
[7] Ведущая передачи «Аншлаг»
[8] От редакции: такая вот, понимаешь, метаморфоза происходит с обывателем. Что ж, каждой эпохе потребен свой «герой нашего времени». Только нынче это не Печорин, и даже не Чичиков, а Иван, не помнящий родства, эволюционировавший до Просто Вовы…
[9] См.: Ильф И., Петров Е. Одноэтажная Америка. /Ильф И., Петров Е. Собрание сочинений. Т.4. – М., 1961. – с.334-354
[10] Дом культуры бондарно-тарного комбината, в просторечии - «Бочка» (прим. Ред.)
[11] лидер группы «Армия сил», в свое время – значимая фигура в звукозаписывающей студии «Балтистан-Рекордс», автор проекта «Калининград in Rock» (прим. Ред.)
[12] известные во второй половине 1990-х гг. кёнигские журналисты, печатались в «Калининградской правде» (прим. Ред.)
[13] литовская рок-группа; за стиль исполнение известна в Кёниге как «литовская “Nirvana” (прим. Ред.)
[14] От автора: Первые три «вечных вопроса русской интеллигенции», соответственно: «Кто виноват?», «Что делать?», «Кому на Руси жить хорошо?»
[15] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник, - М.: Юрист, 1995. – 480 с.
[16] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник, - М.: Юрист, 1995. - с.62
[17] а в это время, в десяти шагах от места действия, на тротуаре стоят легковые машины с плакатами «купим золото», «купим бытовую технику», «купим все». Под этой вывеской бритоголовые ребята, что сидят в этих машинах, в открытую, под носом у правоохранительных органов занимаются скупкой краденого
[18]
Постановление Конституционного Суда РФ от
23 декабря 1997 г. N
21-П, //Российская
газета, 6 января 1998 г., с.5
[19] Синельщиков Ю. (1-й зам прокурора г.Москвы) что мешает детской безнадзорности //Законность, 2000. - № 8. – с.4
[20] от автора. Проживание без паспорта или без регистрации к таковым не относится – см. ст.178 КоАП РСФСР
[21] Пришло время вносить поправки в Конституцию? //Российская юстиция, 2000. - № 2. – с.6-8
[22] Китаев Н. Заблуждение академика Сахарова //Законность, 2000. - № 7. – с.19-21
[23] Азаркин Н. Идеология и государство //Законность, 1999. - № 11. – с.35-38
[24] Крылова Н.Е., Серебрянникова А.В. Уголовное право зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии). Учеб. пособие. – М.: Зерцало, 1998. – с.162.
[25] Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994. - № 12.